Sekiro: Shadows Die Twice – отличная атмосферная игра для этого времени года: особый японский символизм, заигрывание с темой чередования опавших листьев и снега, специфика сюжета и геймплея… Хоть садись и пересматривай Куросаву, но мы лучше поиграем, вернее, поживем (если этот термин можно применить к специфическому ГГ) в мире Sekiro: Shadows Die Twice. Хотя проект вышел почти год назад, его актуальность неоспорима, а достоинства оценены многими игроками и критиками, в том числе на The Game Awards 2019, где Sekiro: Shadows Die Twice стала Игрой года 2019 и Лучшей Адвенчурой. Недавно наступил Восточный Лунный Новый год, и некоторые ивенты к этому событию еще действуют, так что, самое время окунуться в эпоху Сэнгоку, на фоне которой и происходит прохождение Sekiro: Shadows Die Twice.
22 марта 2019 года состоялся релиз очередного проекта от студии From Software – игра под названием Sekiro: Shadows Die Twice стала доступной обладателям всех актуальных платформ. Конечно, от авторов таких знаменитых проектов, как Bloodborne, Dark Souls и Demon's Souls все опять ожидали новую соулсборн-игру. В чем-то их ожидания сбылись, но в некоторых аспектах новое творение Хидетаке Миядзаки в корне отличается то того, что производила студия в последнее десятилетие.
В первую очередь хочется предупредить тех, кто еще не пробовал прохождение Sekiro: Shadows Die Twice, но планирует сделать это в скором будущем: если вы заботитесь о своей нервной системе и уже сломали не один геймпад – можете даже не начинать играть в неё. Многие геймеры, уже прошедшие Sekiro, отмечают её высокую сложность и прямо говорят, что игра попортила им немало нервов. Но если у вас уйма времени, вы любите сложности и не боитесь убить не один десяток часов и нервных клеток – смело отправляйтесь в мрачный и одновременно прекрасный мир средневековой Японии.
Вымышленные личности в реальном историческом периоде
Если раньше From Software рассказывала о европейском Средневековье и Викторианской эпохе, то в этот раз создатели Sekiro: Shadows Die Twice решили поведать о непростом периоде в жизни собственной страны. В истории Японии период Сэнгоку был временем кровопролитных противостояний между различными кланами и провинциями. И вот в канву этих реальных исторических событий вплетена история синоби по имени Волк.
Мальчик потерял своих родителей во время очередного кровавого сражения. Однако прямо на поле боя его взял в свои воспитанники синоби Филин. Он сделал из мальчика настоящего воина и повелел ему отправляться на службу к юному принцу Куро. Молодой синоби присягнул ему на верность и теперь должен защищать наследника клана даже ценой собственной жизни.
Но и враги клана не дремлют. Они пытаются похитить юного наследника, а Волк в неравной схватке лишается руки. Теперь его главная жизненная цель – спасти мальчика и разобраться с врагами. А поможет ему в этом многофункциональный протез, который можно использовать не только как оружие, но и как щит от вражеских атак.
Мир Секиро – снег и разложение
Несмотря на кажущуюся обыденность истории о долге и чести, From Software не была бы собой, если бы не переплела реальные события с легендами и мифами Японии, её поэтическим символизмом. Так, снег в Стране восходящего солнца – символ чистоты природы. В игре он помогает отслеживать «степень разложения». В некоторых локациях снег может лежать сугробами, в некоторых – покрывать опавшие листья, а в некоторых – и вовсе отсутствовать.
Визуальная составляющая также задает определенный настрой. Это и блеклые краски, и нездоровые цвета кожи персонажей – мир в Sekiro: Shadows Die Twice выглядит каким-то увядающим и немного потусторонним. Он застыл в вечной осени и всё никак не может перейти в зиму. И хотя окружение здесь кажется живым, постепенно игрок понимает, что не всё так однозначно. А красота здесь порой переплетается с мерзостью и изъеденными червями бессмертными трупами.
То, что в иге обязательно найдется место мистике, становится понятным уже тогда, когда Куро связывает Волка клятвой бессмертия – теперь синоби может умирать множество раз, пока не восстановит свою воинскую честь и не спасет молодого господина. И это бессмертие нарушает все существующие правила.
А в пути бесстрашного воина будут встречать различные жуткие существа из японских мифов, настроенные по отношению к нему весьма недружелюбно. И для победы над каждым из них придется вырабатывать особую тактику.
Вместе с тем сама средневековая Япония в игре получилась завораживающе прекрасной. Это особенно ощущается, когда Волк оказывается на вершине какой-нибудь пагоды и, помимо наблюдения за противником, рассматривает открывающиеся виды. Создатели Sekiro: Shadows Die Twice в данном проекте прекрасно продемонстрировали, насколько они любят свою страну. Разработчики из From Software постарались не упустить ни одной детали, перенося в у характерную для той непростой эпохи архитектуру, природу, живопись и даже музыку. Последняя, кстати, задает прохождению особый неповторимый ритм. И что интересно – мелодии созданы с использованием аутентичных инструментов.
Словоохотливые персонажи
Еще одной отличительной особенностью прохождения Sekiro: Shadows Die Twice является подача истории, пусть даже и вымышленной. Игрокам не придется разгадывать какие-то ребусы или применять жестокие пытки, чтобы узнать побольше о мире, где они оказались. В игровой вселенной полно персонажей, готовых поделиться самой разнообразной информацией. Некоторые из них будут сопровождать игроков до самого финала, а других можно и вовсе не встретить, пропустив во время прохождения одну или несколько локаций. У некоторых из персонажей имеется собственная история, развивающаяся по мере течения игровых событий. Другие же появляются эпизодически и произносят лишь пару-тройку реплик для создания нужного настроя. С несколькими ключевыми персонажами Волку предстоит общаться регулярно – они путешествуют по миру и постоянно узнают что-то новое. Впоследствии от них можно разузнать не только о них самих или об их взаимоотношениях с остальными персонажами, но и получить больше информации о сеттинге.
То, что игра не скрывает от игроков информацию, способствует более глубокому погружению в её атмосферу. Здесь сразу видно, кто положительный персонаж, а кто – отрицательный, и понятно, что поставлено на кон. Впоследствии даже может возникнуть некое сопереживание героям. По крайней мере, вопросов, почему нужно делать то или иное, точно не возникнет. Но даже и при такой открытости всё равно остаются загадки и тайны, рассекретить которые можно лишь при тщательном исследовании. А на него времени хватит не у всех.
Боевая система: знакомая незнакомка
В плане боевой системы Sekiro: Shadows Die Twice с одной стороны вполне соответствует узнаваемому стилю From Software, но с другой её даже отдаленно нельзя назвать «той же Dark Souls или Bloodborne, но только с ниндзя». Причем удивлены (а в некоторых случаях даже раздосадованы) будут даже те игроки, что успели идеально освоить боевую систему прошлых проектов от японских разработчиков.
Как известно, мастерство в боях от From Software достигается даже не путем неустанных тренировок, а именно преодолением. Геймерам предстоит преодолевать себя, оказываясь в самых невыгодных положениях. Умирать и воскресать вновь и вновь, пока, наконец, сложный противник не будет повержен. Это, конечно, повышает чувство собственного достоинства. Но ровно до тех пор, пока не появится новый враг или очередная труднопроходимая локация – и тогда чувство собственной ничтожности и криворукости захлестнет с новой силой.
Что же от этого есть в Sekiro: Shadows Die Twice? Да, игрокам, безусловно, предстоит учиться и преодолевать. И хотя здесь не будет шкалы выносливости, это вовсе не значит, что любого врага можно одолеть, неустанно бегая и уворачиваясь.
В основе боевой системы теперь – шкала концентрации (стойкости). И чтобы снизить её показатели у противника, геймеру придется идти на риск и атаковать. Если противник парировал удар – шкала игрока еще немного заполнилась. Заполняется она также в том случае, если герой получил урон или поймал удары на блок. Если концентрация врага сошла на нет, добить его можно одним (а для некоторых боссов – несколькими) смертельным ударом.
Кажется, что одолеть противника в этой игре стало проще, чем в предыдущих творениях японцев. Но это впечатление тоже обманчиво. И хотя геймер здесь не чувствует себя абсолютно беспомощным хотя бы благодаря стелс-режиму, первое открытое сражение с боссом оказывается губительным для нервной системы и хочется забросить свой геймпад куда подальше.
Sekiro: Shadows Die Twice требует оттачивать навыки и приобретать новые знания. Если не учиться, то даже первых боссов получится пройти с немалым трудом. Если вообще получится… Конечно, никто не пытается скрыть от геймера механики – всё объясняется четко и ясно. Но думать, как их применить и комбинировать за игроканикто не будет. А чтобы всё прошло успешно, к каждому поединку следует подходить с холодной головой, что не у всех получится с первого раза. Но уже ко второй трети прохождения в Sekiro: Shadows Die Twice вы будете действовать практически не задумываясь, наметанным глазом определяя слабые места противника и лучшие позиции для атаки.
Что касается стелс-режима, то здесь он довольно простенький – всего-то подкрасться сзади да нанести смертельный удар. Но на одной такой тактике далеко не уедешь…
Сила в протезе
Хотя Волка и лишили руки, это не сделало его слабее. А всё благодаря необычному протезу, который используется и в качестве орудия нападения, и в качестве щита. И этот протез вполне заслуженно стал одной из ключевых особенностей Sekiro: Shadows Die Twice.
Инструменты для протеза следует использовать в зависимости от вида противника и ситуации. А еще их можно улучшать. Так, стальной зонт способен не только отбить стрелы обратно во врага, но и даже нанести урон пламенем. Для этого нужно сначала сделать его огнеустойчивым, а после в ходе контратаки и успешного блока, нанести сопернику дополнительное поражение огнем.
Существуют и экзотические приспособления. Например, веер Тангу сначала окутывает Волка воздушным потоком, а после ударной волной разворачивает находящихся поблизости врагов спинами к синоби. Выглядит занятно, но особого практического значения не несет.
Вне боя протез можно использовать в качестве крюка-кошки, чтобы перемещаться с крыши на крышу.
Следует отметить, что использование гаджетов для протеза требует «заряда», восстанавливать потерю которого затем нужно долго и нудно. Поэтому просто «побаловаться» инструментами для протеза не выйдет.
Цена воскрешения
С механикой воскрешения также не всё гладко. Умерев во время сражения с очередным боссом, геймер потеряет половину заработанных денег и опыта. А само воскрешение заражает окружающих «драконьим поветрием». То есть, воскресая, Волк отбирает жизненные силы у всех, кто находится в этот момент вблизи него. Хорошо, если это – противники, однако «под раздачу» могут попасть и союзники. Если же с заболевшим персонажем связан какой-либо квест, то его продолжение станет возможным лишь после излечения этого персонажа. Чтобы это произошло, нужно принести в жертву какой-либо редкий предмет. Делать это можно у любого чек-пойнта.
Минусы, которые могут стать плюсами
Из минусов Sekiro: Shadows Die Twice следует отметить нестабильную частоту кадров на PlayStation 4 и Xbox One. Из-за неё бои становятся сплошным мучением – герой вроде бы уклонился от смертельной атаки босса, но тут происходит подлагивание и никакого уклонения не выходит.
Проблема с хитбоксами в игре также никуда не делась – невидимая зона поражения продолжает отличаться от фактической модели персонажа.
Многие боссы Sekiro: Shadows Die Twice повторяются, а разнообразных врагов до обидного мало.
Камера также порой ведет себя не очень адекватно. Особенно в том случае, если противник зажал героя в угол. Камера при этом дает такой ракурс, что совершенно не видно, что же происходит в этом углу. А это, естественно, усложняет поединок и вполне предсказуемо приводит к смерти героя.
Многих также напрягает полное отсутствие онлайна – игра проходится исключительно в одиночном режиме, никакого мультиплеера нет и в помине.
Экшен требует от геймеров учиться, анализировать и работать над ошибками. Если вы этого делать не будете – гарантированно будет очень больно… проигрывать снова и снова.
Но даже несмотря на некоторые недочеты, From Software смогла создать качественную и интересную игру с прекрасной боевой механиков. А главное, у неё получилось сдвинуть soulsborne с мертвой точки. Sekiro: Shadows Die Twice – положительный пример того, что может случиться, если не бояться выходить из «зоны комфорта».