Дракон, в человеческой культуре, существо сакральное, мифическое и культовое. С древних времён крылатые ящеры будоражат воображение людей, становятся объектами легенд, историй, сказаний и песен. Нет ничего удивительного, что с развитием культуры «драконья» тематика не ушла в забвенье, а напротив – получила развитие, как качественно, так и количественно. Драконы, наряду с вампирами и оборотнями, едва ли не единственные существа, которые встречаются практически у любого народа, в любом уголке мира. Конечно, они отличаются друг от друга, также как монголоид от европейца – однако, общие черты всегда схожи. Драконы практически всегда величественны, недосягаемы и опасны. Порой они являются хранителями вселенской мудрости, а порой – несут хаос и разрушение. Мир драконов многообразен и вполне логично, что на нынешнем витке цивилизации, когда культура приняла формы мультимедийных развлечений (кино и компьютерные игры) драконы по-прежнему занимают одно из центральных мест в различных произведениях.
Впрочем, компьютерные игры, в большинстве своём, образ дракона не сильно жалуют. Как правило, дракон выступает в качестве антагониста, злодея, либо одного из самых сильных противников, которые могут встретиться на пути героя и его соратников. Другая крайность – драконы выступают в качестве сюжетных НПС, выдающих квесты и двигающих игрока к его заветной цели. Такой подход можно было наблюдать в большом количестве РПГ, от Baldurs Gate до Neverwinter Nights 2. Неужели это всё, на что способна современная игровая индустрия? Исключительно роль злобного сильного противника (пусть даже главного злодея) или рычаг воздействия на сюжет? Этот подход известен буквально каждому игроку и не вызывает интереса, считается шаблонным, заштампованным и буквальным. Но если хорошенько поискать, то можно найти игры, в которых дракон не является ни тем, ни другим. Игры, в которых дракон – полноценный участник повествования, а то и вовсе антагонист, за которого предлагают сыграть. Такой подход более интересен, он позволяет раскрыть образ крылатого повелителя неба совсем с иной стороны, взглянуть на него по-новому и получить опыт, которого у игрока не было ранее.
Если рассуждать о нестандартном подходе, то пройти мимо Divinity 2: Dragon Knight Saga попросту невозможно. Игра построена на полной свободе действий, которую получает главный герой – рыцарь-дракон, который может принимать обличье огромного крылатого ящера. Вместе со своей пробудившейся кровью он должен найти ответы на множество вопросов, проникнуть в недра таинственных подземелий и исследовать заснеженные горные пики, скрывающиеся за облаками. Это под силу только ему, последнему отпрыску древней линии, объединяющей в себе величие драконьего рода и гибкость человеческих существ. Концепция игры открывает перед игроками огромные перспективы – перемещаясь по воздуху можно обрушивать огонь на врагов с небес, превращаться в человека для скрытного проникновения и изучать древнюю магию ушедших драконов, которая станет серьёзным подспорьем в борьбе с полчищами врагов. Достойных противников хватит для каждой ипостаси, а драматическая история расскажет о рассвете и падении мира, каким его знали драконы. Авторы пошли ещё дальше и предоставили свободу в создании сюжета – каждый квест уникален и имеет как минимум около полудюжины решений – даже банальное курьерское задание может превратиться в нечто совершенно необычное. А уж если включить воображение и использовать драконий арсенал, вроде чтения мыслей и подобных штучек, от размаха происходящего может захватить дух даже у прожжённого фаната РПГ.
Те же разработчики не так давно порадовали игроков очередной нестандартной «драконьей» игрой - Divinity: Dragon Commander. Так случилось, что игроку предстоит взять на себя роль последнего из драконов, которому выпала нелёгкая задача: объединить королевство, охваченное гражданской войной. Здесь дракон предстаёт не только в традиционной роли «машины разрушения» на поле боя. От лица древнего существа придётся принимать непростые решения и определять облик будущего государства. Отказаться не выйдет – население, уставшее от постоянного кровопролития просто не примет над собой иного властителя, считая дракона наилучшей кандидатурой. Дракон здесь стоит во главе фракции, он должен мудро руководить своими соратниками, разрешая конфликты и дипломатические вопросы, а в бою нести ужас каждому, кто осмелился оспаривать власть крылатого повелителя. Крайне атмосферная и необычная игра, сочетающая в себе нестандартный взгляд на образ дракона, RTS-геймплей, пошаговую глобальную карту, ролевую игру и экшен с участием сотен противников.
Если предыдущие проекты использовали образ «полукровки», дракона, который может принимать антропоморфную форму, то The I of the Dragon сконцентрирован на «чистокровном» ящере. По легенде, драконы и люди раньше жили в мире и гармонии – ящеры выступали в роли мудрых учителей и наставников, направляя и указывая человечеству путь вперёд. Но что-то пошло не так, и драконы ушли из мира, оставив после себя мрачные пророчества, не замедлившие сбыться. Ужасные монстры наступают со всех сторон, земли пустеют, людская цивилизация приходит в упадок. На этом мрачном фоне из яйца появляется протагонист игры – новорождённому дракончику, под управлением игрока предстоит вырасти в грозного крылатого патриарха, целью которого является спасение человеческого рода и очистка земель от скверны и орд отвратительных тварей. Приходится охотиться, добывать себе пропитание и завоёвывать авторитет у людей, чтобы снова возродить древнюю дружбу двух рас. Полёты, извергание огня и сложные философские вопросы – в наличии. Проект едва ли не единственный в своём роде, предлагающий опробовать геймплей за ящера, не связанного «родством» с человеческими существами и мыслящего совершенно иными категориями.
Также в компьютерных играх с драконами можно найти тему дружбы, взаимопомощи и душевной близости. Eragon – игра, основанная на одноимённом романе и кинофильме, рассказывает о том, как юноша находит яйцо дракона и становится обладателем едва ли не единственного в мире уникального существа. Этой паре уготована непростая судьба, им предстоит создать устойчивую связь друг с другом, ведь рыцарь-наездник всегда представляет одно целое со своим драконом. Они делят между собой мысли, эмоции и все тяготы сюжета, полного интриг, колдовства и борьбы за власть в фэнтезийном королевстве. Примерно такой же сюжетной канвы придерживается и Drakan: Order of the Flame, только здесь драконы не являются такой уж редкостью. Они разумны, величественны и сильны, но находятся с людьми в странном симбиозе, позволяя седлать себя, и сражаясь бок о бок со своими партнёрами. За одну из наездниц, девушку Ринн и её могучего дракона Ароха предстоит играть, распутывая тайны происхождения амазонки, сражаясь с многочисленными противниками в воздухе и на земле, а также ведя прочувствованные диалоги с Арохом, который является кладезем ценной информации и может многое рассказать о взаимоотношениях драконов с людьми. Сама игра – это незабываемое путешествие от смертельных поединков на мечах до разгадывания древних загадок, от встреч с самыми экзотическими волшебными созданиями до захватывающих полётов среди облаков и скальных вершин!
В Dragon Riders: Chronicles of Pern за основу взята литературная серия писательницы Энн МакКефри, что ставит эту игру совершенно особняком от всех остальных. Дело в том, что действие книг и игры развивается в мире, который кажется фэнтезийным только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении оказывается, что люди здесь – потомки колонистов, сотни лет назад прилетевших покорять планету с Земли. А драконы – это генетические потомки местных ящериц, изменённых колонистами для защиты. В результате ящерицы создали совершенно новый вид, который может вступать в устойчивую телепатическую связь со своими наездниками и тогда они действуют как единое целое. Ящерицы за время развития стали совершенно разумными, обладают собственной волей и желаниями, да и ведут себя совершенно как привычные драконы. Игра представляет собой целую смесь жанров: начинаясь как adventure от третьего лица, она уже очень скоро перейдёт в смесь РПГ и симулятора дракона – субжанра столь редкого, сколь и притягательного. Вполне естественно, что главных героев в этой игре сразу два – дракон и наездник.
Ну и напоследок, стоит упомянуть ещё о двух играх, хотя в них драконы, на первый взгляд, полностью укладываются в стереотипные образы. Первая, это Готика 2. Игра, вышедшая довольно давно, но по-прежнему остающаяся непревзойдённой классикой ролевого жанра могла похвастаться угрозой нашествия драконов, пробудившихся в недрах земли. Так вот, несмотря на шаблонную завязку, драконы здесь – не безликое Абсолютное Зло. Они показаны чем-то совершенно чуждым человеку, чуждым настолько, что даже точек соприкосновения, допускающих возможность диалога нет – для них люди не значительнее, чем мошки на лугу в летний день. Но при всём этом «готические» драконы обладают изящной логикой, пусть и малопонятной человеческому разуму. Вторая игра, о которой стоит упомянуть – это известный практически каждому The Elder Scrolls 5: Skyrim. Здесь история повторяется – главный антагонист игры – дракон Алдуин, которого необходимо покорить и победить, чтобы спасти людскую расу. Но по ходу игры раскрывается история социума драконов, раскол в их обществе, борьба и интриги. Раскрываются характеры этих существ и они предстают перед нами в совершенно ином свете, позволяя погрузится в драматичный сюжет, полный шекспировских страстей.