Наверх
Проект продается, контакт: [email protected]
все игры все статьи новости подборки обзоры аналитика видео база игр топ реклама
Игры.ру / Аналитика /
Бой слона с китом: Геймплей vs Сюжет

Бой слона с китом: Геймплей vs Сюжет

21.06.2015
arizel
1195

Забавно, что две составляющие части игры в последнее время всё больше и больше становятся противниками. Причём некоторые современные игроделы, вроде Джонатана Блоу, создателя The Witness и Braid откровенно высказываются в том духе, что «видеоигры довольно ужасны для того, чтобы рассказывать истории». Во всяком случае, именно так он заявил в своём недавнем интервью журналу Play. Причём в своей критике Блоу не стесняется – он обзывает сюжет «ненужным придатком», утверждает что с восьмидесятых годов ничего не меняется, что сейчас современные проекты просто «накачаны» кат-сценами и это, дескать, ужасно. Отвлекает от сути игры, от игрового процесса и всячески мешает. Впрочем, оппонентов у этой точки зрения хватает с избытком – Грег Касавин из Supergiant, разработавших Bastion и Transistor, уверен, что лучшей платформы для повествования, которая была бы столь многогранна, как и компьютерные игры – просто не существует. Споры идут нешуточные.

Мы постараемся разобраться, что первично в компьютерной игре – геймплей или сюжет, аккуратно оглянувшись назад и проанализировав современные тенденции. Ведь игр огромное множество – но что нас ждёт через несколько лет? Куда заведут индустрию идеи, бурлящие в головах разработчиков? Кто победит в этой разгорающейся битве? Ведь аудитория сейчас также не монолитна – есть поклонники «чистого» геймплея, которые жалуются на обилие диалогов и роликов, ищущие только возможности всласть понажимать кнопки. В противовес им имеется и прослойка игроков, предпочитающая истории в компьютерных играх и мало интересующаяся соревновательной частью или премудрыми механиками. Кто прав? Чьё мнение истинно?

Бой слона с китом: Геймплей vs Сюжет

- Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так уж важен © Джон Кармак

Автор цитаты, приведённой выше, отец таких столпов индустрии как Doom и Quake исповедует достаточно прозрачное мнение. Для него первичен геймплей – не зря же сюжет что первого Doom, что третьего легко умещается в пару абзацев печатного текста. И у этого мнения хватает сторонников. По их мнению, игра, прежде всего – это квинтэссенция возможности продемонстрировать собственные навыки. Пусть эти навыки заключаются в умении быстро и метко стрелять как в Counter-Strike или Call of Duty, ориентироваться в механике и принимать быстрые решения, как в Dota 2 или World of Tanks, демонстрировать командную работу в рейдах World of Warcraft или быстро нажимать комбинации клавиш во многочисленных файтингах – Gulity Gear XX, Mortal Kombat IX-X и иже с ними. Для этих людей важен сам факт игры, возможность побеждать, соревнуясь с живым противником, уничтожая его и наслаждаясь моментом победы. Эдакий виртуальный аналог контактных видов спорта вроде бокса или греко-римской борьбы. Поклонники этого подхода деятельны и относятся к компьютерным играм как к сугубо прикладному инструменту – если не продемонстрировать свою «крутость» то просто расслабиться и погонять пиксели по экрану. Для них суть происходящего не важна вообще, в принципе.

Зародившись ещё во времена платформеров (даже всемирно известный бренд Mario Bros. не может похвастаться внятной историей), подхваченный Doom, достигший апофеоза в Quake 3 Arena, этот подход продолжает жить и процветать. Но так ли у него всё радужно?

Не то чтобы. В современной индустрии даже откровенные МОВА проекты стараются создать сеттинг и интересных персонажей, выстроить взаимоотношения между ними, показать характерами. Самым ярким примером может быт League of Legends – одна из «фишек» этой МОВА-игры кроется как раз в харизматичных персонажах, которые привлекают сотни тысяч игроков по всему миру, а каждый презентационный ролик становится по-настоящему популярным.

Бой слона с китом: Геймплей vs Сюжет

«Чистых» геймплейных игр остались считанные единицы, а популярных и масштабных и среди них совсем немного. Можно вспомнить Minecraft. Который не был обременён даже минимальной историей своего мира (да и миры там генерируются практически случайным образом), однако пример будет не совсем корректным – соревновательных элементов там откровенно мало. Отдушиной любителей «чистого» геймплея остаются ММОРПГ – они просто игнорируют практически все описания и прочую «канву», которую разработчики пытаются продемонстрировать и сосредотачиваются на своих любимых занятиях – побеждать, соревноваться и быть лучшими. Ну, или просто «поиграть для расслабления» - тут имеется неплохой выбор сессионных экшенов, с отсутствием сюжета в принципе (правда такие обычно используют популярную стилистику, например как World of Tanks или War Thunder).

Бой слона с китом: Геймплей vs Сюжет

Но означает ли малый ассортимент чистых» геймплейных проектов, торжество любителей сюжета? Парадоксально, но нет. Исключительно «сюжетные» игры можно пересчитать по пальцам двух рук – это Fahrenheit: Dark Prophesy, Heavy Rain, L.A. Noire, проекты Telltale Games вроде Walking Dead, Wolf Among Us и The Game of Thrones. Почему так происходит?

Исключительно «сюжетные» игры – слишком скучны. Они ограничивают своего игрока, не дают ему ни влиять на сюжет (только в малых, определённых рамках), ни почувствовать себя участником процесса, ни погрузится в мир и атмосферу с таким размахом, как это делает кинематограф. Впрочем, последняя проблема, скорее, чисто технического характера – когда возможности разработчиков позволят с лёгкостью выдавать картинку уровня «Аватара» или «Мира Юрского Периода», без необходимости вкладывать миллионы долларов, тогда «сюжетные игры» наверняка найдут свою аудиторию, и не малую. Последний всплеск интереса к таким проектам был связан с Telltale Games, однако публика довольно быстро поняла, что влиять на историю им никто не даст, а студия занимается самокопированием и это мгновенно превратило их творения в нишевые продукты.

Бой слона с китом: Геймплей vs Сюжет

На данный момент оптимальную позицию занимает большинство разработчиков игр уровня ААА. Им деваться некуда – затраты миллионные и, чтобы угодить большой аудитории приходится ориентироваться на запросы всех, если конечно речь не идёт об узконаправленных сетевых развлечениях вроде Titanfall или Evolve. Сюжет и геймплей в «больших» играх – равноправные партнёры. Конечно, кому-то удаётся сбалансировать их лучше (The Witcher 3: Wild Hunt, Pillars of Eternity, Dragon Age: Origins), кому-то – значительно хуже (серия Assassin's Creed после второй части), кому-то и вовсе отвратительно (Watch Dogs, Fallout 3). Самое главное – такая позиция, в общем-то, беспроигрышная – достаточно хорошо сделать хотя бы одну часть и хоть как-нибудь – вторую. Будет отличный сюжет и относительно посредственный геймплей? Любители сюжета расхвалят игру на всех перекрёстках и сделают отличную рекламу, а любители геймплея купят хотя бы из интереса. Будет отличный геймплей, но никакой сюжет? Ситуация будет полностью зеркальной, с той разницей что действительно яркие идеи могут привлечь даже лютых поклонников сюжета. А ведь каждый геймер обычно не кидается в крайности, а только немного склоняется к той или иной точке зрения.

Бой слона с китом: Геймплей vs Сюжет

Если постараться ответить на вопрос что будет с этим противоборством через десяток лет, то тенденции, в общем, очевидны – пока не будет достигнут уровень картинки, сравнимый с кинематографической, чистые «сюжетки» не будут пользоваться массовой популярностью. Чистые геймплейные развлечения, впрочем, тоже – чтобы стать действительно масссовыми, они должны быть шедеврами вроде Dota, простыми в освоении, но глубокими в механике. В результате крупные издания ещё долго будут балансировать между этими двумя блоками, оставляя геймерам самостоятельно выбирать приоритеты. И это замечательно, ведь любая крайность это всегда плохо – что сюжет без геймплея, что геймплей без сюжета.

Игры в статье: Braid Call of Duty Counter-Strike 1.6 Doom Dota Dota 2 Dragon Age: Origins Evolve Fallout 3 Game of Thrones: Episode 1 - Iron From Ice Heavy Rain League of Legends Minecraft Mortal Kombat X Mortal Kombat (серия) Pillars of Eternity Quake Super Mario Bros. The Witcher 3: Wild Hunt The Wolf Among Us: Episode 1 - The Faith Titanfall Walking Dead: A Telltale Games Series, The War Thunder Watch Dogs World of Tanks World of Warcraft
article
1483
10
Оставьте ваш комментарий к игре:
0
Содержание
Смотрите также