Компьютерные игры являются синтезом многих развлечений и позволяют пережить опыт, который не может дать ни один другой вид развлечения. Ни кино, ни книги по отдельности не могут дать такого состояния сопричастности, возможности формировать сюжет и образы своих героев. Однако, игры, как часть единого культурного поля, зачастую заимствуют элементы из книг и фильмов. Порой это делается для того, чтобы привлечь дополнительную аудиторию к проекту, порой – для того чтобы показать иной взгляд на события, с которыми публика уже знакома. А порой – для того чтобы игрок смог почувствовать себя частью живого мира, описанного в литературном произведении. Разработчики – тоже живые люди, которые потребляют продукты массовой культуры, в виде книг и фильмов, вдохновляются ими и интерпретируют по-своему. Поэтому нет ни чего удивительного, что число игр, созданных по мотивам книг растёт с каждым днём, радуя поклонников печатных изданий и поклонников качественных мультимедийных развлечений. На сегодняшний момент никого не удивишь действительно качественными играми разных жанров, созданных на фундаменте книжных историй. Причём это явление межнациональное (хотя, справедливости ради стоит сказать, что российские и восточноевропейские разработчики в этом плане порой обгоняют своих западных коллег). Итак, хотелось бы предложить вашему вниманию подборку наиболее ярких проектов, созданных по книгам и книжным сериям.
В этой статье мы постараемся собрать не просто проекты, которые создавались «по мотивам» - а игры, которые связаны с происходящим в книгах гораздо более плотно. Потому что, если рассматривать эпизодические заимствования, список получится обширнейшим. Сюда сразу же попадут все вариации Дракулы – от первых пиксельных платформеров, до более поздних адвенчур, либо аналогичные вариации Ван Хелсинга – от Castlevania, до The Incredible Adventures of Van Helsing. Поэтому, мы постараемся сузить список и рассказать о проектах масштабных, которые основываются на сюжете, атмосфере и книжной вселенной в большей части, чем все остальные. Надо сказать, что создание подобных проектов стало возможным только в последнее десятилетие – когда выразительные средства, находящиеся в руках разработчиков, достигли определённого уровня. Впрочем, даже из этого утверждения есть исключения, например игры, основанные на цикле книг «Дюна» Фрэнка Герберта.
Роман, приобретший статус культового вышел в 1965 году и до сих пор остаётся жемчужиной мировой фантастической литературы. Всего по вселенной игры было создано пять игр на трёх разных платформах – Dune (1992), Dune II: The Building of a Dynasty (1992), Dune 2000 (1998), Emperor: Battle for Dune (2001), Frank Herbert’s Dune (2001). За исключением последней все игры – это стратегии в реальном времени. Причём, стратегии культовые. Именно они заложили множество основ жанра, сделав РТС именно такими, какими мы привыкли их видеть в окружающем нас мире. Рамка, очередь постройки войск, харвестры – всё это пришло именно из игр по книгам Дюны. Жаркий, пустынный мир, производящий необходимый ресурс, за который сражаются три фракции, становление героя от простого сына космического дворянина до сакрального религиозного героя целого народа, потрясающая атмосфера – всё это есть и в играх и в книгах. Ознакомиться с линейкой стоит хотя бы ради того, чтобы узнать об истоках стратегического жанра и приобщиться к вселенной, которой восторгается весь мир. Классика, как ни крути.
Сложно подобрать серию, соответствующую масштабам «Дюны», но в этом плане сейчас выступает «Ведьмак» - серия игр студии CD-Project Red, созданная по мотивам произведений польского фантаста Анджея Сапковского. Она не только берёт героя и сеттинг – серия рассказывает публике историю, которая закончилась в последней книге цикла. Сценарий создавался самим Сапковским (и с его одобрения), так что события игровой серии можно считать каноничными. На данный момент она насчитывает две масштабные РПГ-игры: The Witcher: Rise of the White Wolf (2008) и The Witcher 2: Assassins of Kings (2011). Это – мощные, стильные игры, с глубоким повествованием, харизматичными героями, отличной графикой и потрясающей атмосферой мрачного магического средневековья. Магия здесь соседствует с прозой жизни – герои сражаются, убивают, пытают, матерятся, занимаются сексом, могут напиться и устроить пьяный дебош. Вместе с тем игры, как и книги, затрагивают много моральных дилемм, задаются вопросом о человеческой натуре и её мотивации, создают такие ситуации, которые не имеют однозначного разрешения. Ну и выполнены они на потрясающем техническом уровне, обеспечивая почти полное погружение в процесс и атмосферу.
«Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэролла – ещё одна культовая и знаковая книга, которая стала частью классической западной культуры и является блестящим образцом литературного сюрреализма. Книга написана в XIX веке и за свою долгую историю имела бурные отношения как с кино, так и с игровой индустрией. Всего создано более сорока экранизаций романа, а вот игр несколько более скромное количество – пять. Среди этих пяти отдельно стоят проекты Американа МакГи: American McGee’s Alice (1999) и Alice: Madness Returns (2011). Эти проекты отличаются оригинальной трактовкой романа, сюрреализмом, мрачной атмосферой, отличным игровым процессом и стильной картинкой. На данный момент можно уверенно заявлять – более атмосферных проектов по вселенной «Алисы» не существует. Пусть с достаточно специфичным взглядом на события романа, пусть с определёнными акцентами, расставленными по-другому, но они рассказывают потрясающую историю, в которой Алиса превращается в безумную готическую лолиту, а Сказочная Страна – в содержимое её головы.
S.T.A.L.K.E.R. – легендарный долгострой, который создавался командой украинских разработчиков. Серия приобрела мировую популярность и общественность до сих пор надеется на полноценный сиквел, который даст возможность всласть побродить по Зоне Отчуждения Чернобыля, в погоне за артефактами. В основу игровой серии изначально легла повесть «Пикник на обочине» советских писателей Стругацких. В результате от изначальной повести осталась лишь тягучая и пугающая атмосфера, но игровая серия стала причиной возникновения книжного межавторского цикла, в котором встречаются как достойные, так и посредственные книги. Серия включает в себя: S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля (2007), S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо (2008), S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти (2009). Сейчас, с восстановлением студии-разработчика в Сети начали появляться слухи о второй части – вполне возможно, что чудеса случаются и происходят в реальной жизни. Остается ждать и верить – ведь S.T.A.L.K.E.R стал потрясающим приключением для миллионов игроков, а многим открыл двери в мир фантастической литературы.
Очередные представители игр по постапокалиптической литературе - Metro 2033 (2010) и Metro: Last Light (2011). Эти проекты созданы на основе книг Дмитрия Глуховского Метро 2033 и Метро 2034, рассказывающих о последствиях ядерной и биологической войн. В мрачном, умирающем мире человечество загнано в подземелья системы метрополитена – и там вынуждено агонизировать, постепенно уступая надвигающемуся миру, ставшему чуждым и опасным местом. Проекты представляют собой отличные атмосферные шутеры, сдобренные безысходностью и адреналином в достаточно больших масштабах. Плотно перекликаются со S.T.A.L.K.E.Rом и нашли большую популярность как у читателей книги, так и у игровой аудитории.
Нельзя обойти стороной ещё одну фэнтезийную серию, которая стала настоящей бомбой среди публики читающей, смотрящей фильмы и играющей в играх. Естественно речь об «Игре престолов» - франшизе, созданной на основе книжного цикла «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина. Потрясающий по своей детализации мир, мрачная и реалистичная атмосфера средневековья, волшебство, эпические события и непростые персонажи – всё это практически гарантировало успех серии. В игровом плане дела идут средне – три проекта A Game of Thrones: Genesis (2011), Game of Thrones (2012) и Game of Thrones (2014). Первый оказался «проходной» РТС, второй – очень неплохой и перспективной РПГ (сюжет которой плотно вплетён в мир книг и сериала и создавался непосредственно Мартином) и третий – «эпизодная» адвенчура от Telltale Games, пока не внушающая большого оптимизма.