В связи с прошедшими праздниками, посвящёнными довольно противоречивому периоду в истории России и её ближайших соседей, а именно очередной годовщины Октябрьской революции, стоит задуматься над тем, что эти события принесли с собой. Конечно же – образ «злого русского», который массово культивировался с середины сороковых годов и настолько въелся в подкорку западного обывателя тех лет, что отголоски холодной войны продолжают долетать до нас и спустя столько времени. До конца восьмидесятых СССР был реальной угрозой, которая обретала и вовсе мифологические черты, становясь чем-то совершенно иррациональным, обвешанным штампами, побасенками и устрашающими слухами. Злые русские коварно скрывались за железным занавесом и готовили стремительный бросок танковых орд к Ла Маншу, на фоне расцветающих ядерных грибов и сверкания рубиновых звёзд. На западе действительно верили, что такой сценарий более чем реален. Впрочем, человеческая психика – вещь довольно гибкая. Сначала к постоянной угрозе привыкли, затем перестали воспринимать в серьёз и, наконец, просто посмеялись (правда уже после распада СССР). И самым громким «смешком» на эту тематику стала серия Red Alert.
Если рассматривать эти RTS вне сеттинга, абстрагировавшись от русских коммунистов в ушанках, с АК, МИГами, боевыми дирижаблями и дрессированными медведями, то в сухом остатке получатся игры, которые не переворачивали жанр, но каждая во время выхода брала модные тенденции стратегий того времени, собирала воедино, полировала и заставляла работать с максимальной отдачей. В плане игромеханики серия Red Alert предоставляла огромную свободу действия – никаких ограничений по лимиту юнитов, размеру отрядов, строительству собственной базы. К последней на данный момент Red Alert 3 и её многочисленным аддонам игра превратилась в масштабное сражение (бредовое местами, но это тонкости) вовсю базирующееся на классических принципах RTS серии C&C. Результат такого подхода – популярность серии с 1996 по нынешнее время. Естественно, для культового статуса одной игромеханики мало – и игра получила его за сочетание сеттинга, огромного количества «гэгов» и «клюквы», ну и использования стереотипных (для Запада) образов русских и их союзников. Серия Red Alert стала совершенно особенным явлением во всей игровой индустрии, завоевала место в сердцах геймеров по всему миру и надёжно расположившись в пантеоне славы RTS.
Каждую из частей игры необходимо рассматривать отдельно, но без отрыва от своих коллег по серии. Потому что каждая Red Alert уникальна и неповторима, но вместе с этим – эпоха и фундамент для дальнейшего развития серии. В результате все три игры объединены сюжетно, геймплейно, стилистически и представляют собой не только антологию изменения стратегий серии C&C, но и иллюстрируют тенденции жанра и игровой промышленности в целом. Начинать путешествие по франшизе необходимо с первой части и её аддонов, потому что сюжетные вилки и заигрывания со временем начались уже непосредственно здесь.
Red Alert появилась на прилавках в далёком 1996 году и буквально сразу завоевала сердца геймеров. Хотя бы сюжетная завязка – Альберт Энштейн изобретает машину времени, отправляется в прошлое, убивает Адольфа Гитлера и тем самым отменяет Вторую Мировую… но план пошёл не так, как положено. Вместо Второй Мировой с нацистами мир получил Вторую Мировую с коммунистами, возглавляемыми лично товарищем Сталиным. Одно это обеспечило игре место в культурном мировом пространстве – игроки оценили все задумки проекта, и Red Alert была продана тиражом в 35 миллионов копий по всему миру, попав в Книгу Рекордов Гиннеса. Что было в этой игре, кроме танцующего калинку-малинку Сталина, zloy Russian и красных звёзд с серпом и молотом? Например, новая для РТС того времени находка – ассиметричный баланс.
Можно говорить, что трендом того времени был баланс, который представлял собой просто модельки разных юнитов, которые по сути обладали практически идентичным набором навыков. И сторона конфликта отличалась (в лучшем случае) цветом и внешним видом. Авторы этой стратегии пошли по совершенно другому пути: СССР обладал потрясающим потенциалом своей бронетехники и мощными оборонительными укреплениями, а Союзники могли похвастать превосходным флотом, пехотинцами и шпионами. Таким образом, тактика за каждую из сторон отличалась разительно – СССР предпочитает накапливать ударные отряды под прикрытием укреплённого периметра, а Союзники ориентируются на внезапные десанты в тыл противнику. Помимо инновационного принципа геймплея, игра уже тогда обзавелась главными отличительными признаками, которые передадутся всей серии – совершенно сумасшедшими юнитами (здесь фокус был явно на стороне Советов - танки с двумя пушками главного калибра, футуристические и музейные образцы бронетехники), особой атмосферой (полной «клюквенных» шуток и отсылок к известным произведениям массовой культуры) и независимыми кампаниями сторон. Именно в этой игре появилось музыкальное сопровождение, которое до сих пор живёт своей жизнью – музыкальные темы и саундтрек Фрэнка Клепацки, возглавляемые композицией Hell March зажили отдельной жизнью, Игра могла похвастаться кинематографическими роликами с живыми актёрами, что для того времени было настоящим фурором. Из запоминающегося стоит выделить кибербойца со своим киберпсом (Советы), МИГи с тактическими ядерными ракетами «ограниченного радиуса» (Советы), мирные демонстрации советских граждан, участники которых подрывали себя с помощью «ядерных поясов смерти», Сейсмо-танки (Союзники). Большая часть перечисленного появляется в двух аддонах Red Alert - Counterstrike и Aftermath. Сами дополнения не приносили ничего нового в сюжет, но поднимали градус «клюквы» и бредовости происходящего просто на недосягаемую высоту.
Red Alert 2 – продолжение, которое увидело свет в 2000 году. За основу была взята сюжетная компания союзников, которым удалось разгромить СССР – на Советы наложили серьёзные ограничения по количеству и качеству вооружённых сил, запретили иметь реактивную авиацию, тяжёлые корабли и сильно урезали возможности промышленного потенциала страны. С момента разгрома Красной Армии прошло 20 лет и в 1972 году генсек Романов отдал приказ начать атаку на союзников по всем фронтам, нанеся удары не только по Европе, но и по США, с суши, воздуха и моря. Итак, сюжетная завязка понятна, но что за ней скрывается непосредственно внутри игры? Начать стоит с механики, которая не обошлась без новшеств и интересных находок, которых в этой стратегии предостаточно. Во-первых – теперь СССР и Союзники не являются монолитными альянсами. Они состоят из довольно большого количества участников, каждый из которых может похвастать своим уникальным юнитом. Французы заряжают гигантские оборонительные орудия, американцы сбрасывают десант, русские щеголяют многоваттными электрическими танками игнорирующими броню, а бравые ливийские камикадзе на грузовиках устраивают ядерный Армагеддон подрывая грязные бомбы во славу коммунизма. Изменилась система развития юнитов и теперь «элитные» бойцы с тремя лычками стоят десятерых новичков на поле боя. Самое главное – впервые среди всех популярных стратегических серий реализация городских боёв с системой укрытий в зданиях, их разрушением и ожесточёнными «зачистками» жилых кварталов. Вообще авторы очень серьёзно подошли к возможностям размещения пехоты в зданиях и технике – например, посадив в IFV пехотинца игрок получал пулемётный броневик, а ракетчик делал этот юнит мощным ПВО. В плане тактики игра предоставляла огромные возможности – блестящие комбинации десантов на различном транспорте и с различным составом давали возможность опробовать гибкие решения.
Относительно сеттинга и гэгов всё приобрело несколько больше серьёзности, но никак не меньше количества «клюквы». Советские броневые дирижабли с водородными бомбами на борту, боевые дроны СССР, превращение Эйфелевой Башни в гигантский громоотвод, поджаривающий всё живое, русский специальный агент в валенках и ушанке посреди джунглей, затянутые в латекс девушки из Генштаба… Мелочей тысячи и всех их просто не перечислить. Никуда не делись и ролики с живыми актёрами (в них засветились актрисы из «взрослых» фильмов, которые создавали просто непередаваемую атмосферу на экране). У СССР объявились боевые телепаты и башни подавления разума (потом из этого получился целый адд-онн, повествующий о восстании главы русских телепатов Юрия, опасного гения, против всех сразу). Стоит упомянуть и генсека из оригинальной игры, который похож одновременно и на Брежнева и на Хрущёва, трогательно любит черепашек и ненавидит Америку.
Red Alert 3 – это апофеоз всего, что могли предложить первые две части и ещё чуть-чуть. Стоит оценить сюжетную завязку – после закономерного поражения Советов во второй части (как и прежде, за каноническую берётся кампания Союзников), неким Зелинским был снова разработан прототип машины времени. И на этот раз СССР отправляет своих эмиссаров для того чтобы они уничтожили Альберта Энштейна, чтобы тот не смог создать хронотехнологии и обеспечить Союзникам решающий перевес в грядущих событиях. Всё шло неплохо, однако временной парадокс вывел на гребень волны третью силу. К двум извечным соперникам – СССР и Союзникам добавляется третья сила: Империя восходящего солнца. Вооружённая трансформерами, киберниндзя, огромными боевыми человекоподобными роботами, японскими школьницами-псиониками и летающими японскими школьницами в экзоскелетах. Пикантная особенность – ядерное оружие, вследствие смерти Энштейна так и не было изобретено и русские лишились своего сдерживающего козыря против японцев, которые начали атаку буквально по всем фронтам. Если говорить об игровой механике – авторы значительно переработали традиционную схему C&C. Например, все, совершенно все юниты в игре, без исключения могут использоваться по двойному назначению – даже простые солдаты могут как вести привычный огонь, так и задействовать спецумения, вроде броска гранаты или активации штурмового щита. Водные юниты превратились в амфибии – даже громоздкие авианосцы могут выпустить монструозные гусеницы и отправиться в вояж по пересечённой местности.
Относительно стилистики и атмосферы… в этой части задействованы штампы не только привычной «клюквы» о «злых русских» (которая, к моменту выхода в 2009 изрядно поднадоела и не вызывала ярких эмоций) но и аниме-культуры. Всевозможные сюжетные штампы вылились не просто в шутки и особый дизайн, сюжетное дополнение Uprising посвящено судьбе девочки-псионика, которая выращивалась в лаборатории, а затем вырвалась наружу для того чтобы нести месть и кровь всем, кого встретит на пути. У русских, наконец, появились роботизированные боевые медведи, которые храбро рвутся в бой и уничтожают капиталистических прихвостней и азиатских захватчиков, а символ серии – дирижабли «Киров» стали настоящими «летучими крепостями», несущими смерть всему живому.
Серия имела и имеет феноменальный успех. Причём такого масштаба, что на некоторых интернет-форумах можно всерьёз встретить личностей, уверенных, что в проектах воплощены реальные разработки, вроде боевых гигантских кальмаров СССР, над которыми велись работы во время холодной войны. Причина такого успеха – в дичайшем коктейле безумных идей, стилистике и атмосфере, наполненной сумасшествием и китчем до краёв. Добавьте к этому универсальную игровую механику, которая несколько проще, чем у РТС «не C&C», поступательное развитие этой механики с новаторскими идеями, а также воплощение на экране всех штампов и клише «холодной войны» и международных стереотипов в таком количестве, что оно, наконец, перерастает в качество. Серия Red Alert – это, вне всякого сомнения, культурное явление мирового масштаба – для того чтобы убедиться в этом, достаточно ввести Hell March на You Tube и наслаждаться тысячами роликов, которые используют эту музыкальную тему.