Наверх
Проект продается, контакт: [email protected]
все игры все статьи новости подборки обзоры аналитика видео база игр топ реклама
Игры.ру / Аналитика /
CCCР в компьютерных играх – смешной, плохой, злой

CCCР в компьютерных играх – смешной, плохой, злой

Следует признать, что СССР, несмотря на то, что развалился более двух десятилетий назад, успел нагнать изрядного страха на весь западный мир. И отголоски этого страха доносятся до нас до сих пор, зачастую проецируясь на Россию, которую считают духовной наследницей почившего Союза.

08.11.2014
arizel
1143

Следует признать, что СССР, несмотря на то, что развалился более двух десятилетий назад, успел нагнать изрядного страха на весь западный мир. И отголоски этого страха доносятся до нас до сих пор, зачастую проецируясь на Россию, которую считают духовной наследницей почившего Союза. Сам образ «единого и могучего» воспет в огромном количестве объектов массовой культуры – от книг, до фильмов, комиксов, песен и, конечно же – компьютерных игр. Причём порой этот образ запускает весьма странные процессы в мозгу разработчиков, превращаясь то в гротескно-пародийное нечто, увешанное «клюквой» с ног до головы, то принимая формы несокрушимой тоталитарной машины, которая без труда может пожрать весь мир. И, анализируя игровую индустрию, можно сказать, что выделяется три течения, три вида штампов, которые используются в подавляющем большинстве случаев западными игроделами. Почему именно западными? Потому что у отечественных довольно силён культ Победы в Великой Отечественной Войне, о котором подробно будет рассказано ниже. А пока, необходимо сделать анализ «течений» с примерами, как это положено для хорошего, качественного анализа.

Итак, в общем можно ориентироваться на три вектора – СССР в играх стараются высмеять, СССР в играх стараются показать в мрачных тонах, но не отрицают мощи страны Советов и СССР в играх демонизируют, ставя в один ряд с нацистской Германией, Северной Кореей и прочими образчиками «империй зла». Начинать стоит с пародийно-юмористического течения, как самого базового. Западная массовая культура использует один принцип, известный людям едва ли не с древнейших времён – сделай своего врага смешным и он перестанет быть страшным. В ситуации с давно развалившейся страной, это больше похоже на месть – за десятилетия холодной войны, страха перед ядерной угрозой и «zloy russkiy», стремящихся забрать демократические свободы. И порой эта месть принимает просто эпические размахи, выливаясь в китч, в гротеск, когда от СССР остаются исключительно медведи, ушанки, серп и молот, вместе с красной звездой. Естественно, в этом плане проще всего привести серию Red Alert, насчитывающую полдесятка игр (если считать за таковые полновесные аддоны).

CCCР в компьютерных играх – смешной, плохой, злой

Red Alert начинается с того, что некий Альберт Энштейн таки изобретает машину времени. И использует её для того, чтобы проникнуть в прошлое и устранить некоего австрийского художника по имени Адольф. В результате нацистская Германия так и не обретает своей смертоносной мощи, не превращается в грозу мира. Но такое место вакантным быть не может и его занимает СССР под руководством товарища Сталина. Завязка, хоть и фантастическая, но вполне логичная, бывают и более заковыристые. Надо делать скидку на время выхода игры – 1996 год. И тут же СССР представляется чем-то совершенно фантасмагорическим. Если страны западной коалиции, противостоящие в этих RTS Советам используют технику, хоть местами и фантастическую, но вполне военную, то русские пускаются во все тяжкие. Ещё в первой части появляется символ серии – гигантский танк «Мамонт» с двумя орудиями, воплощение гигантомании и «советских бронетехнических орд». Следующие игры серии только усугубляли обстановку – у Советов появились боевые дирижабли с водородными бомбами, безумные камикадзе, боевые медведи, а «спецагент Борис» представлял собой небритого сибирского мужика в валенках, телогрейке, шапке-ушанке, вооружённого АК. Комичные, гротескные персонажи, среди которых отметился Сталин, танцующий калинку-малинку, генералы, непрерывно плетущие заговоры и предводитель боевых телепатов Юрий (к слову, именно телепатические способности его воспитанников и пси-башни обеспечивали покорность советского народа). Практически все игры серии стали хитами, значительно укореняя в массовом сознании стереотипный образ русских.

CCCР в компьютерных играх – смешной, плохой, злой

Причём Red Alert – пример далеко не единичный. Например в игре Freedom Fighters рассказывается о партизанском движении, организованном бравыми братьями-водопроводчиками в оккупированном Нью-Йорке. Братья ведут настолько успешную подрывную деятельность что с ними не может справится вся советская военная машина, а сама игра полна гротескной пропаганды – например, в заставке, имитирующей новостной ролик, сначала сообщается о приюте для бездомных животных, куда жители обязаны сдать своих питомцев для проверки, а через минуту – о бесплатных шашлыках, которые организовала Красная Армия буквально через дорогу для всех желающих. Как несложно догадаться, в играх этого течения СССР обычно предстаёт неуклюжим, плохо организованным, обвешанным штампами и «клюквой» государством, которое собирает на себя все возможные стереотипы о русских, России да и вообще странах социалистического лагеря. Зачастую подобные игры имеют мало общего с реальностью и создаются просто для смеха – который, как известно, помогает разрушить образ врага.

CCCР в компьютерных играх – смешной, плохой, злой

Второе течение – СССР показывается мрачным, но весьма сильным и опасным местом, с которым лучше не связываться без особой необходимости. Конечно, местами не обходится без перегибов, но всё же представители данного течения относятся к самым адекватным проектам и выполнены с уважением к ушедшей эпохе. Ничего удивительного, что авторство большинства игр подобной направленности принадлежит разработчикам либо из России, либо из стран Восточной Европы. Хотя случаются и исключения. World in Conflict повествует о противостоянии блока НАТО и стран Варшавского Договора в альтернативном 1989 году. И здесь русские, вместе со своими союзниками предстают грозной силой, остановить которую крайне проблематично. RTS не грешит безумной техникой – всё, что можно найти в игре соответствует эпохе и реальным образцам, стоявшим на вооружении конфликтующих сторон. Русские используют тактику, военные хитрости (ну конечно, не обходится и без подлости, как например использования гражданских сухогрузов для неожиданной атаки на Сиэтл) и поначалу гонят бравую армию США едва ли не до серверной границы с Канадой. Но нет ничего удивительного в том, что американцы собираются с духом, включают патриотизм и путём Самопожертвования и Патриотического Долга, отбивают атаку проклятых Иванов и гонят их обратно за океан. Frontlines: Fuel of War – рассказывает о солдате подразделения «Дикие Псы», который воюет против «либеральной диктатуры» которую установили в России и КНДР различные политические террористы. Довольно мрачная картинка, без гротеска и ктича, пронизанная тоталитарными отзвуками и реваншистскими настроениями. Никакого сумасшествия, всё очень доходчиво, местами очень сурово и атмосферно.

Игры этого течения отличаются адекватным взглядом на СССР и его аналоги – перед пользователем рисуется мощная сверхдержава, которая обладает мощнейшим промышленным потенциалом, сильной армией и представляет серьёзную угрозу для своих врагов. Как нетрудно понять, представителей этого вектора совсем немного: такой образ не особенно популярен у широкой аудитории, которой интересна либо «клюква», сдобренная штампами, либо тотальная демонизация, характерная для последнего течения.

CCCР в компьютерных играх – смешной, плохой, злой

Итак, последний вектор – представление СССР не просто как противника, а как чего-то совершенно демонического, стоящего на уровне нацистской Германии или даже хуже. К ярчайшим образчикам подобных игр можно отнести не так давно вышедшую Company of Heroes 2. Она повествует о событиях Второй Мировой Войны, а именно – о сражениях на Восточном фронте. И здесь – просто кладезь «страшилок» и баек о тоталитарном режиме злых коварных русских, беспощадных к самим себе больше, чем к врагам. Тут и «одна винтовка на троих» в Сталинграде и приковывание пулемётчиков цепью для недопущения отступления и сжигание (!) заживо(!) населения деревень в своих домах советскими солдатами (для того чтобы обеспечить прикрытие во время отступления). Массовые расстрелы, ГУЛАГ, ссылка, Сибирь, НКВД и множество иных штампов. Отдельно радует расстрел польских партизан, оказывавших помощь советской армии (на самом деле Польшу освобождали именно они, а не советские войска, которые присвоили себе их победу). В эту же копилку идут и Call of Duty, ранние части франшизы, посвящённые ВОВ – примерно похожие штампы, перекликающиеся с описанными выше, но немного с другого ракурса. Крайней степенью данного течения можно считать Singularity. Здесь и эксперименты на советских гражданах и красноармейцы-мутанты и коммунисты-фанатики. По сюжету шутера герой создаёт временную аномалию, в результате чего СССР получает в свои руки невообразимое по силе и побочным эффектам научное открытие. И, конечно же, захватывает мир целиком, превращая его в техногенный кошмар, населённый порабощёнными жителями Запада, концлагерями, большевиками и спецназом, состоящим из пламенных ленинцев, но уже не являющихся людьми.

CCCР в компьютерных играх – смешной, плохой, злой

В последние годы удельный вес подобных игр увеличивается. Противостояние стран Запада и России, обострившееся в последнее время на международной арене, отражается и на индустрии развлечений – постепенно создаётся образ врага. Если первый, юмористический вектор, имел место в середине-конце девяностых годов, сразу после развала СССР, когда казалось что враг в «холодной войне повержен навсегда», а второй вектор наибольшей популярности достиг в «нулевые» годы, когда Россия искала пути взаимовыгодного сотрудничества, то сейчас вал «демонизации» набирает обороты всё стремительнее. Игры, как это ни прискорбно, стали инструментом политической борьбы, стали ещё одним рычагом управления культурной системой ценностей, стали средством для воздействия на массовое сознание. И это массовое сознание стараются повернуть отнюдь не в сторону русскоговорящих стран. Пусть и используя образ страны, которая уже давно канула в Лету. Уж очень удобен оказался и уж очень хорошо его можно подогнать под нынешнюю ситуацию, с минимальными потерями времени и средств. Достаточно закрепить преемственность и связать Россию с СССР.

CCCР в компьютерных играх – смешной, плохой, злой

P.S.

Российские разработчики стараются делать игры, в которых прошлое СССР освещается относительно адекватно. Естественно, в большинстве своём они посвящены ВОВ. Блицкриг, В тылу врага, Операция Silent Storm, War Thunder, Смерш, You are Empty - всё это, без сомнения, отличные проекты, сделанные с любовью и тщательностью. Однако западной публике они малоинтересны и остаются уделом русскоговорящих игроков (и то, далеко не всех). Что удивительно – в этих проектах удавалось обойтись без «ура-патриотизма» но и без обливания грязью, китча и откровенного стёба тоже.

Игры в статье: Call of Duty Command & Conquer: Red Alert Command & Conquer: Red Alert 2 Command & Conquer: Red Alert 2 Yuri's Revenge Command & Conquer: Red Alert Counterstrike Command & Conquer: Red Alert The Aftermath Company of Heroes 2 Freedom Fighters War Thunder World in Conflict You Are Empty Блицкриг В тылу врага Операция Silent Storm Смерть шпионам (Смерш)
article
938
10
Оставьте ваш комментарий к игре:
0
Содержание
Смотрите также