Тема краудфандинга обсуждается едва ли не с самого появления сервиса, с помощью которого пользователи самостоятельно могли пожертвовать деньги на проекты различного рода. Кикстартер – основная краудфандинговая площадка для игроделов, как западных, так и отечественных – но сейчас подобным образом собирают деньги на множество вещей. Музыкальные альбомы, настольные игры, артбуки, книги – и это свидетельствует о том, что идея пришлась различным людям по душе. Ну и конечно, только лишь ленивый не читал и не слыхал о баснословных суммах, которые собирали «независимые разработчики» на свои проекты. Настало время разобраться – что представляет из себя сервис. Это – новая надежда для тех, кому интересны проекты, не вызывающие восторга у крупных издателей и маркетологов, либо средство для законного отъёма денег у населения?
Прежде всего, стоит оглянуться назад и посмотреть на историю сервиса. Изначально Кикстартер создавался, как площадка, которая смогла бы стать трамплином для неизвестных, но талантливых деятелей искусства. Первоначальная идея была не в сборе миллионов. Одна из центральных задач, которую ставили создатели платформы – дать возможность людям узнать о малоизвестных музыкантах, скульпторах, художниках. Об играх задумывались в последнюю очередь. Кикстартер взял на себя роль посредника между создателем и потребителем. Отнюдь небескорыстно – с каждой успешной сделки создатели сервиса имеют от 3 до 5 процентов своих комиссионных. Естественно, «успешной» считается та кампания, которая достигла своей цели – собрала необходимое количество денег за указанный срок. Если цель не достигнута – все средства возвращаются спонсорам. Если достигнута, начинается следующий акт.
Настоящую популярность сервису принесли громкие имена игроделов, которые увидели в этой площадке шанс реализовать свои идеи, не нашедшие отклика у издателей. И, надо сказать, нашли понимание у игроков. На данный момент, общая сумма, собранная только игровыми дизайнерами и компаниями составляет более двухсот миллионов долларов. Огромная цифра, которая демонстрирует хороший интерес со стороны публики. На Кикстартере сейчас постоянно звучат громкие имена – Тим Шафер, Obsidian Entertainment, InXile Entertainment, Harebrained Schemes LLC, список можно продолжать весьма долго. Только благодаря Кикстартеру свет увидели продолжения таких игр как Elite и Wasteland (после двадцатилетнего перерыва со времени выхода оригиналов). В общем – спрос однозначно есть. Но какие гарантии получает пользователь, решивший пожертвовать деньги на понравившийся проект?
А по сути – никаких. То есть, если игра не набирает средств за указанный отрезок времени, деньги будут возвращены. А если набирает – то пользователи оказываются в позиции ожидающих. Разработчики, собравшие деньги, могут и изменить свои планы. Один из самых ярких примеров – продолжение Broken Age от Тима Шефера. Проект собрал более трёх с половиной миллионов долларов, но не был готов к сроку. Более того – его пришлось разделить на несколько частей-глав, которые выходили одна следом за другой с перерывами в несколько месяцев. При этом проект собрал денег в четыре раза больше изначально заявленной суммы, а причиной задержки и разделения стала «нехватка финансирования». При этом данный проект – знаковый для сервиса. Именно он запустил волну ажиотажа в Сети и стал лучшей рекламой, которая начала привлекать игроков и игроделов. И такой случай – далеко не единичен. Сюда можно отнести историю с недавно увидевшей свет Wasteland 2. Создатель в своей кампании упирал на то, что постарается не только продолжить оригинал, но и возродить дух такой культовой игры как Fallout 1-2. Результат отказался, далёк от обещаний. На что Брайан Фарго пожал плечами и ответил в своём твиттере, что он сделал всё, как считал нужным, а если кому-то не нравится, то проект можно пропустить мимо.
Кикстартер держится на двух вещах – доверии и ответственности. Пользователь доверят свои деньги, поверив в идею. А дело автора – не обмануть это доверие и отнестись к нему ответственно, не обмануть и не разочаровать ожиданий. Но гарантий нет. Совершенно никаких. Соответственно ответить на вопрос, благо Кикстартер для индустрии или нет – очень сложно. С помощью этого сервиса уже увидели свет многие интересные проекты, которые так и остались бы в невысказанных идеях. В то же время с сервисом уже связывают ряд громких скандалов и разочарованных ожиданий тысяч спонсоров. Если смотреть на ситуацию в целом, то можно однозначно заключить, что сервис – всего лишь посредник. И сам по себе представляет только удобную площадку для встречи авторов и потенциальных потребителей. Влияние на индустрию оказывает не он, а игроделы, которые ищут финансовой помощи. И, в зависимости от их ответственности и порядочности, идею как таковую либо ждёт светлое будущее, либо забвение со стороны сообщества. О последнем, впрочем, пока говорить рано.