Наверх
все игры все статьи новости подборки обзоры аналитика видео база игр топ реклама
Игры.ру / Обзор /
Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Disco Elysium – проект молодой независимой студии ZA/UM, в прохождении которого ведущую роль играют диалоги, но в этом сила и слабость одновременно, поскольку все диалоги не на русском (на английском).

16.12.2019
arizel
1486

Разработчиком игры Disco Elysium является молодая эстонская студия ZA/UM (название студии уже само по себе интересное). О работе над данным проектом было заявлено еще в 2016 году – тогда он именовался No Truce With The Furies, а сама студия носила название Fortress Occident. Игрушка многое взяла от Planescape: Torment – авторы не скрывают, что использовали данный проект в качестве некой «путеводной звезды». В итоге 15 октября 2019 года вышла RPG с просто-таки мегатоннами диалогов и полным отсутствием боевой системы, да еще и напоминающая модуль по Dungeons & Dragons.

Что же могло ожидать это творение ZA/UM? Порицание и забвение со стороны большей части геймерского сообщества? Поклонение небольшой группы ностальгирующих фанатов Planescape: Torment? Но судьба Disco Elysium сложилась иначе – она не только попала в перечень номинантов The Game Awards 2019, но и обошла в категории «Лучшее повествование» таких монстров, как Control, The Outer Worlds и Death Stranding. Вдобавок она стала лучшей RPG года и принесла своим создателям победу в номинации «Лучший дебют независимой студии». Что же в ней такого особенного?

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Игра, живущая диалогами

В первую очередь следует отметить, что Disco Elysium – игра специфическая, где-то даже артхаусная. Она имеет очень высокий порог вхождения, поскольку практически полностью состоит из диалогов, а диалоги эти – на английском. Локализации Disco Elysium на русском пока нет, и кто взвалит себе на плечи столь титанический труд, пока не известно.

Но именно благодаря этим диалогам проект действительно смотрится необычно, стильно, а затягивает всерьез и надолго. И если вы готовы к диалогу с персонажами, со своими мыслями и чувствами, и даже с собственным организмом – то смело можете погружаться в этот удивительный мир, написанный акварелью.

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Главный герой – загадка для самого себя

Всё в этом мире имеет свойство заканчиваться – вот и многодневный запой главного героя Disco Elysium подошел к концу. Он забрал с собой немало здоровья и всю память протагониста, оставив разгромленную комнату, разбросанные вещи и множество вопросов, ответы на которые еще придется поискать.

Пробуждение уже начинается с беседы, и беседы специфической – мозг героя разговаривает с его лимбической системой. А первым заданием становится поиск одежды, ведь протагонист очнулся практически голым. Уже здесь важно рассчитать свои силы и здоровье, которого может не хватить даже для того, чтобы снять галстук с люстры. Если первый квест пройден – можно браться за следующие. И тут героя ждет открытие за открытием. Во-первых, он находится в отельном номере. Во-вторых, спустившись в лобби и пораспрашивав людей, он узнает, что является копом и прибыл сюда, чтобы вести расследование. А точнее, убийство. И убитый (или самоубийца) до сих пор висит на ветке за окном отеля и уже начал издавать соответствующий трупный запах.

Но если персонаж полицейский, то где его значок, где хоть что-то, что подтверждает этот факт? Выясняется, что значок где-то потерялся (или был пропит продан), документы и любые другие записи безнадежно испорчены, а табельное оружие выброшено. И что самое интересное, имя буйствовавшего постояльца, из-за которого даже уволилась одна из официанток кафе, никто не знает. Или не хочет его назвать. Но работу-то надо делать. Пусть даже и в таком виде. Поэтому протагонисту предстоит вести сразу два расследования: о повешенном и о себе самом. И, как во всех классических полицейских историях, у героя будет напарник-азиат по имени Ким Кицураги, присланный на подмогу из другого полицейского участка.

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Расследования… расследования…

В первую очередь предстоит заняться трупом. Кто-то уже раздел его, поэтому часть улик уже можно считать утраченной. Но осталось еще вскрытие, осмотр места преступления и расспросы гипотетических свидетелей. Так постепенно мир героя разрастается, переставая ограничиваться лишь территорией отеля. А допросы предполагают диалоги. Много диалогов на самые разнообразные темы.

Здесь же появляется еще один исследовательский момент: а что это, собственно, за город, в котором оказался протагонист? Какова его история? Какие здесь взаимоотношения? Специально никто историю города-государства под названием Ревашол рассказывать не будет – всё устанавливается через диалоги. Благо, на пути попадается немало словоохотливых персонажей.

Во время прохождения Disco Elysium выясняется, что где-то полвека назад жители городка попытались восстать против короля, погрязшего в роскоши. Но коммунистическая революция была утоплена в крови некой демократической Коалицией. И с тех пор портовый городок находится под внешним управлением, а в нем самом практически воцарилось безвластие. Даже местные полицейские работают исключительно на общественных началах. Словом, за 50 лет Ревашол так и не поднялся из руин. Люди живут кое-как, а социальные противоречия с каждым годом лишь обостряются.

Например, расследуя дело о висельнике, протагонист с напарником оказываются в портовых доках, где бал правят профсоюзы. И именно в этот момент им понадобилось устроить очередную забастовку с выдвижением каких-то надуманных требования с явным уклоном в сторону бреда. Да, профсоюзы здесь весьма напоминают обычные банды. Но, возможно, именно с забастовкой и связано это странное убийство.

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Ролевая система

Отдельно следует выделить ролевую систему Disco Elysium, поскольку она весьма необычна. У персонажа имеется целых 24 характеристики, который для удобства разделены на 4 группы:

  • интеллект (включает в себя также логику, риторику, энциклопедические познания, концептуализацию, визуализацию и драму);

  • моторика (состоящая из восприятия, координации, находчивости, скорости реакции, хладнокровия и согласования);

  • психика (объединяет силу воли, эмпатию, моральный дух, властность, внушение и внутреннюю империю – «шестое чувство»);

  • физическая форма (к ней относится ощущение грозящей опасности, болевой порог, электрохимия, выносливость, чувство тела и доверие к инкстинктам).

В нагрузку ко всему вышеперечисленному, герой может использовать нечто наподобие Чертогов разума, чтобы обдумать такие сложные концепции, как налогообложение, феминизм, нацизм, теорию рас, одиночество и многое другое. Мыслям также нужно время, чтобы «созреть». После этого они либо принесут персонажу бонусы, либо, что более вероятно, отнимут несколько баллов.

Немало времени занимают и внутренние диалоги – персонаж говорит со своими чувствами, мыслями. Они также сами могут с собой говорить и даже припираться. Могут давать как дельные, так и вредные советы. Например, склонять к употреблению наркотиков и алкоголя, получению взятки и т.д.

В Disco Elysium присутствует также классический инвентарь – одежда, папки с бумагами, фонарик и прочее. Одежда, например, может добавить бонусы к определенным характеристиками, поэтому персонажу в зависимости от ситуации, приходится периодически переодеваться.

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Неспешный темп в ограниченном пространстве

Само повествование имеет неторопливый темп, что вполне логично, ведь расследование нужно вести скрупулезно, чтобы ничего не пропустить. День здесь сменяется ночью и некоторые действия в ночное время выполнять нельзя. Следует отметить, что в первые два дня расследования у героя вряд ли получится выйти за пределы квартала, где произошло убийство. А до самого конца игры герой так и будет бродить улочками портового района Мартинез. Но и каждый новый уголок на этой территории воспринимается практически наравне с очередным Великим географическим открытием. Конечно, теснота здесь – свидетельство небольшого бюджета, не дающего молодой студии развернуться на полную. Но она здесь выглядит вполне уместно, гармонируя с сюжетной составляющей. Аналогично смотрится и рисовка – графический стиль является довольно необычным, хотя он и скрывает недостаточную детализацию, но и в данном случае игрушке от этого только плюс.

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Бои на словах

Еще одной особенностью Disco Elysium является полное отсутствие боевой системы, в отличие от Planescape: Torment. Здесь же всё решается на словах, даже пострелять и подраться героя предстоит лишь в диалоговом окне, бросая кубики. Игра то и дело проводит проверку уровня имеющихся навыков. Полученные результаты влияют на то, какая ветка диалога будет открыта, и в каком направлении потечет дальнейшая беседа.

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Будь, кем хочешь

Амнезия – интересный сюжетный ход, позволяющий начать всё с чистого листа. В прохождении Disco Elysium просто невероятный простор для отыгрыша роли. И хотя ключевые параметры для своего персонажа игрок выбирает лишь в начале, некоторые стороны можно развивать, добавляя полученные по мере прохождения Disco Elysium балы опыта. Постепенно, участвуя в диалогах, герой формирует свой характер заново. Это может быть полицейский-взяточник, воспевающий нацистские идеи, а может быть алкоголик-либерал, собирающий бутылки, чтобы хоть как-то прокормиться, или же убежденный попрошайка, попутно ведущий высокопарный разговор об искусстве. Простор для формирования личности персонажа действительно поражает. Но в игре нет осуждения сделанного выбора – каким бы ни стал в итоге коп, его не будет ждать ни страшное наказание, ни сладкое поощрение. Да и концовка оставляет неоднозначные впечатления – похоже, сам путь в Disco Elysium важнее цели этого самого пути.

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

А поговорить?

Диалоги в игре – это и её украшение, и её беда. Украшение потому, что очень хорошо написаны, раскрывают каждого персонажа, особенности его характера, мировоззрения, уровня интеллекта и прочее. Каждому присущ индивидуальный стиль общения, набор слов и даже диалекты. Текст в Disco Elysium качественный, интересный и далеко не глупый. Авторы игрушки уверяют, что общее количество слов в ней практически достигает 1 миллиона (в Planescape: Torment насчитывалось 800 тыс. слов, а в «Войне и мире» – 450 тыс.). И даже если игрок владеет английским на достаточно неплохом уровне, ему не обойтись без словаря. Ну а если знания этого языка лишь начальные?.. Тогда следует дождаться перевода Disco Elysium на русский, иначе вся соль игрушки будет утрачена. Вот только будет ли перевод? Вопрос пока остается без ответа.

Обзор Disco Elysium – шедевральный артхаус

Подводя итоги

Напоследок хочется более сжато прописать все преимущества и недостатки Disco Elysium, чтобы у каждого была возможность принять решение: следует ли в неё играть или нет.

Преимущества:

  • большой простор для отыгрыша с невероятной свободой выбора – персонаж может получиться каким угодно;

  • увлекательный сюжет – и дело здесь не только в расследовании или амнезии;

  • детально прописанный мир с колоритными персонажами, в который погружаешься с головой;

  • невероятной красоты тексты;

  • хотя его и не так много, но всё же – диско.

Недостатки:

невысокий темп;

  • высокий порог вхождения из-за сложного английского и отсутствия русской локализации.

  • Disco Elysium создавалась в расчете на одиночное прохождение, и коллективная игра в ней не предусмотрена. Для кого-то это может быть преимуществом, а для кого-то – недостатком.

Если вы уверены в своем английском, то не сомневайтесь – прохождение Disco Elysium принесет вам невероятные ощущения!

Игры в статье: Planescape: Torment
article
3004
10
Оставьте ваш комментарий к игре:
0
Содержание
Смотрите также