Христианство неотрывно связано с западным обществом и его развитием – Библия и прочие манускрипты этой религии стали отличным поставщиком не только моральных образов и героев, достойных подражания, но и персонажей совсем другого плана. Естественно, что индустрия мультимедийных развлечений просто не могла пройти мимо такого кладезя отличных, «легкоузнавнаваемых» образов. В сегодняшней статье мы решили обратить своё внимание на использование огромного «бэка» христианской мифологии в компьютерных играх. Погодите восклицать: «Да что может быть интересного в Библии?». Поверьте, может. И не только интересного, но и страшного, мрачного, интригующего и всякого разного. Специально для наших читателей мы перерыли игровую индустрию и нашли самые яркие проекты, в которых христианская тематика выражена максимально явно, хотя порой и достаточно искажённо. Предупреждаем – мы не хотим задевать ничьи религиозные чувства – просто говорим об образах и архетипах, о культуре и её влиянии на такой вид развлечения, как компьютерные игры.
Dante’s Inferno
Dante’s Inferno – игра с непростой судьбой, которая станет нашим первым экспонатом. Во-первых, относительно механики она скопирована с God of War, что само по себе уже повод для небольшой шумихи. Во-вторых, тематику авторы взяли серьёзную – если конкуренты оглядываются на античность, то эти девелоперы решили замахнуться на христианскую классику − Данте Алигьери и его «Божественную комедию». Но обошлись с материалом по-своему.
Действие Dante’s Inferno, в отличие от первоисточника, развернётся исключительно в Аду. Рай и Чистилище показались девелоперам слишком скучными, чтобы тратить на них своё время. Благо «Божественная комедия» даёт подробное описание всех закутков этого мрачного места, с исчерпывающими подробностями быта обитателей Ада и прочими «интересностями». В книге автор не стеснялся описывать мерзости и ужасные кары, которые выпадают на долю грешников, но игровые разработчики пошли дальше. Ад в Dante’s Inferno омерзителен. Поверьте, в это место вы бы точно не захотели бы попасть никогда. Да и главный герой из поэта и философа превратился в мрачного крестоносца, вооружённого косой и украшенного красным крестом, пришитым прямо к телу. Этот персонаж не собирается ограничиваться экскурсией – в Аду он устроит настоящий «тарарам» и накрутит хвост самому Люциферу.
Ничего удивительного, что некоторым христианам подобная трактовка книги не сильно понравилась – против неё даже ухитрились провести несколько митингов в США.
Darksiders
Франшиза Darksiders, пожалуй, также обращается с «исходником» из Библии весьма вольно. За основу своего сеттинга авторы взяли Откровение Иоанна Богослова, которое рассказывает о конце света и Четырёх Всадниках, символизирующих Войну, Мор, Голод и Смерть. Воинство небес и воинство Ада сойдутся в схватке, и уцелевшие праведники смогут узреть наступление новой эры.
В принципе, у авторов Darksiders всё примерно так и происходит. Дьявол, как говорят, кроется в деталях. Армагеддон берёт фальстарт – неизвестно по каким причинам, первый Всадник Апокалипсиса оказывается на земле до того как пала Седьмая Печать, и планета погружается в хаос несколько… незаконно. Впрочем, ни ангелов, ни демонов, увлечённо уничтожающих друг друга, это не смущает, до определённого момента. Правда сам Всадник Война оказывается в несколько неудобной ситуации и ему приходится очень плотно покопаться в интригах высших сил, чтобы докопаться до причин того, почему всё случилось «не по правилам».
Здесь ангелы и демоны выступают ближе к античным богам – они лгут, стремятся к своим корыстным целям и гораздо ближе к нам, людям, чем к сверхъестественным сущностям.
The Binding of Isaac
Невозможно в такой статье обойтись без главного инди-хита последних лет − The Binding of Isaac. Тут хватает всего – и отсылок к библейским темам и едкой сатиры на современное общество и серьёзного драматизма в истории и поисков «скрытого смысла».
Мать главного героя повредилась умом на почве религии (если быть откровенными – на почве просмотра разнообразных религиозных передач по телевизору), услышала «божественные голоса» и отправилась приносить своего сына Исаака в жертву. Мальчик успел спрятаться в подвале, где обитают… очень странные твари (с явными библейскими корнями) а также сонм его личных подсознательных страхов, нашедших реальное воплощение.
Игра наделала много шума не только как прекрасный образец оригинальной механики и свежего подхода к компьютерным играм, но и в плане своего сюжетного содержания. Отсылки к библейской истории об Аврааме, сумасшедшая мать-христианка, Всадники Апокалипсиса в роли боссов… В Германии игра была на грани запрета но получила очень жёсткий рейтинг, а Nintendo отказалась публиковать продукт на своих платформах. В общем, если бы не Steam, неизвестно, как бы сложилась судьба проекта.
Церковь наносит ответный удар: N'Lightning Software и её проекты
N'Lightning Software – это христианская игровая студия (!), у истоков которой стоял Paльф Бэгли (священник невнятной Цepкви Бoгa вo Xpиcтe). Этот одиозный персонаж объявил, что большинство компьютерных игр – оккультны, и несут зло. Поэтому им надо противодействовать. Собственно с этой целью и была создана студия N'Lightning Software, коллектив которой начал творить яростно и беззаветно, как и подобает истинно-верующим христианам. Всё бы ничего, но вот спонсировала студию настоящая католическая церковь, а вылилось это в два «шедевра» − Catechumen и Ominous Horizons: A Paladin's Calling.
В первой игре авторы предлагали пользователю отправиться в Древний Рим и нести Слово Божье с помощью… эээ… меча и святой воды. Священным мечом римлян предлагалось рубить, а святой водой – обрызгивать, заставляя воздеть руки к небу и перейти в истинную веру. При этом римляне, ужасно анимированные, к слову, воздевали руки к небу и утопали в лучах золотистого света.
Второй проект переплюнул первый по всем параметрам. По сюжету блокбастера, Дьявол разрывал Библию на несколько частей и разбрасывал по всем миру, а игроку эти части необходимо было найти и собрать воедино. Пикантность механики была в том, что лечился герой «вбирая в себя свитки Святого Писания», а получал баффы от различных нательных крестов. В плане анимации и графики игра была ужасней, чем самая страшная адская кара. После второго проекта студия закрылась, а церковь больше не собирается использовать компьютерные игры ни в каких целях.
Painkiller
Под занавес хотелось бы вспомнить добротный «адский шутер» старой школы, который пришёлся по сердцу всем фанатам Doom. Мегапопулярный Painkiller предлагал добротную экскурсию в Ад с отстрелом (а также иными видами уничтожения) его агрессивных обитателей, сражениями с Люцифером и его генералами и непременным хэппи-эндом. Библейских персонажей в этой игре уйма, как и каббалистических символов, а также отсылок к иудейской мифологии. Да и игра получилась прекрасной, уж точно лучше того, что могла предложить упомянутая выше N'Lightning Software. Вполне возможно, что в этой игре и нет возможности обратить демонов в «истинную веру», но принадлежность главного героя к «силам света» − бесспорна.