Вообще космические корабли – уникальный вид транспорта. Ведь они не только бороздят просторы бесконечного космоса, доставляя героя от одного пункта назначения к другому. Они становятся домом, местом отдыха, единственным безопасным уголком во вселенной, в конце концов. Они превращаются в обязательный атрибут, а зачастую перенимают черты личности героя, превращаясь в его продолжение. Любой фанат Star Wars может прочесть вам настоящую лекцию о «Тысячелетнем Соколе», а любой поклонник Star Trek расскажет о конструкции и особенностях «Вояджера». Поэтому мы решили пройтись по виртуальным вселенным и вспомнить, какие корабли в них есть, какие герои на них летают и чем они вообще знамениты. Сейчас компьютерные игры и кино стоят совсем рядом и как знать, вполне возможно «Нормандия» коммандера Шепарда обзаведётся не меньшей армией поклонников чем «Тысячелетний Сокол». Собственно с неё мы и начнём.
«Нормандия» из вселенной Mass Effect уже перешагнула планку «транспортного средства». Из быстрого, незаметного и манёвренного фрегата она превратилась в настоящий символ первого человека-Спектра и олицетворяет борьбу разумных органиков против древних машин, надежду на спасение и веру в будущее. В Mass Effect «Нормандия» существовала в двух вариантах: SR-1 и SR-2. Первый вариант создали инженеры «Альянса», она блестяще показала себя в сражении у Цитадели с первым Жнецом, однако, увы, погибла. Воскрешать корабль и самого Шепарда пришлось группе «гражданских активистов» с неясными намерениями и плохой репутацией, известной как «Цербер». Второй вариант получил более агрессивный дизайн и намного более комфортабельные «внутренности», усиленную огневую мощь, большие размеры и скорость. Второй версии также пришлось много чего повидать за время своего существования и стать символом борьбы с угрозой, также как и самому коммандеру Шепарду.
Паркан, звёздный крейсер из одноимённой игры, на этот раз отечественного производства, мог бы вполне составить конкуренцию «Нормандии». Внешне этот корабль напоминает «рогалик» из классических фильмов о Чужих, но создатели видели в нём бумеранг – именно так переводится название корабля с санскрита. Паркан – уникальный корабль, который может управляться всего одним человеком, предоставляя ему все возможности большого фрегата, требующего в иных условиях полноценной команды из нескольких десятков офицеров. Пожалуй, Паркан отлично помогает игре создать атмосферу – ощущение пустого космоса, заставляя буквально почувствовать холодный вакуум, который ожидает пилота за стенками его хрупкого убежища. Ещё одна уникальная возможность Паркана – мощный потенциал для модификаций. К концу игры из небольшого патрульного крейсера его можно было превратить в грозный, увешанный орудиями и бронёй дредноут.
Следующий шаг, от корабля, который управляется единственным пилотом, к кораблю, который вообще обходится без пилота и является живым (хотя и совершенно неорганическим) – Махпелла. Эта непонятная конструкция появилась в Космических Рейнджерах и обладала не только армией своих последователей – клисан, но и необъяснимой ненавистью к людям и любой другой органической расе, путешествующей по космосу на кораблях. История конфликта этого корабля, похожего одновременно на арбуз и паука, оказалась достойной лучших современных фантастов – Махпелла просто посчитала, что органики − это паразиты, захватившие корабли. Естественно она и клисане решили освободить своих собратьев от неведомых паразитов.
Живой корабль просто просит того, чтобы ему в противовес появился корабль-призрак. И у нас есть как раз такой – «Ишимура» из Dead Space. «Планетарный потрошитель», настоящий «космический город», предназначенный для промышленной добычи полезных ископаемых на необитаемых планетах, стал сценой для «космического ужастика». Это огромное, мрачное сооружение, полное неожиданных сюрпризов и не лишённое мрачного очарования. Промышленный дизайн, простые интерьеры и орды тварей, которые скрываются внутри перерабатывающих цехов и складов. Если присмотреться, то легко можно узнать в «Ишимуре» старичка «Ностромо» из первого фильма о «Чужих». Только увеличенного эдак раз в десять, и от этого ставшего опасным и враждебным до крайности. Жаль только, что корабль не отличался надёжностью – и главному герою приходилось доблестно исполнять свой долг инженера-ремонтника, снова и снова пробиваясь через полчища новых обитателей корабля.
Продолжая тему кораблей-призраков нельзя не вспомнить Вон Брауна из System Shock 2. Эта игра приобрела культовый статус в немалой степени благодаря интерьерам, в которых происходили события. А какие у этого корабля были перспективы! Первое судно со сверхсветовым двигателем, первый полёт к далёким звёздам, надежда человечества… Но корабль погубил искусственный интеллект SHODAN, проникший в сетевые коммуникации и быстро устроивший здесь выездной филиал ада. Жаль, но в мире System Shock это был первый и последний полёт человека за пределы Солнечной Системы. Этот корабль обладал особым шармом – прекрасно совещённый, с приятным дизайном, направленный на комфорт экипажа – но при этом страшный просто до дрожи в коленках.
Наконец, стоит вспомнить о Титанах из EVE Online. Эти корабли − не только одни из самых эпичных, что когда-либо фигурировали в компьютерных играх, но и вообще из всех, что воплощались на экране. Титаны – это отдельный класс судов в ММОРПГ EVE Online, вокруг которых всегда кипят нешуточные страсти. Судите сами – огромные (от 10 километров в длину) корабли, несущие на себе уйму снаряжения и вооружения, имеющие возможность одним залпом уничтожать целые флоты противника, стоящие тысячи реальных долларов (или десятки тысяч человеко-часов и миллиарды игровых кредитов) махины, воплощающие в себе мощь и силу. Титаны стали чем-то совершенно необычным, они превратились в настоящий символ и любой клан EVE Online стремится обладать ими, чтобы продемонстрировать свою мощь. К сожалению, в боевом плане Титаны не блещут – они представляют реальную угрозу только в компании «группы поддержки», а в одиночном бою часто становятся беспомощны. Первый Титан «Аватар» просуществовал всего три месяца – его создал клан Ascendant Frontier и тут же попытался испытать игрушку в деле. «Аватар» успел сделать только один залп, после чего пилот решил увести махину для перегруппировки сил, но попал в ловушку, расставленную противниками. После непродолжительного боя «Аватар» был уничтожен, а клан Ascendant Frontier вскоре развалился.
С каждым днём космос становится всё ближе. Вполне возможно, что очень скоро, человечество сможет воплотить свои фантазии о кораблях, бороздящих его просторы, в реальность. И, вполне возможно, что многие из них станут символами для всей человеческой цивилизации. Пока нам остаётся только наслаждаться своими фантазиями и поражаться, какими могут быть стальные левиафаны, дремлющие в глубинах подсознания их создателей. Седьмой эпизод саги Star Wars. Вполне вероятно, покажет нам, что предела на этом поприще мы ещё не достигли.