В этой статье хотелось бы сделать обзор десяти самых жутких монстров. Не стильных, не отвратительных, а именно жутких, тех, которые нагоняют леденящие волны ужаса своим видом, манерой двигаться и общим стилем. Ведь настоящий страх – это не монстр, выскакивающий из-за угла с очередным «БУУУ!». Настоящий страх рождается там же, откуда приходят самые жутки монстры – в голове человека, в его фантазиях. И сегодня хотелось бы поговорить именно о таких созданиях – необычных, отталкивающих, выглядящих как оживший ночной кошмар, который выплеснулся на ваш монитор. И уж совершенно точно – они не будут стандартными, привычными или скучными. Сегодня мы расскажем о тварях из глубин подсознания, которые стали культовыми не только в среде поклонников видеоигр и превратились в настоящие символы своих франшиз, стали их обязательным атрибутом. Каждый из сегодняшних монстров с лёгкостью заменяет полчища врагов и без труда держит среднестатистического игрока в напряжении, оставляя после себя неизгладимое впечатление.
Открывает нашу подборку Надзиратель из отечественной игры Анабиоз: Сон Разума. Проект выделялся своей леденящей (в буквальном смысле, вед дело происходило посреди Арктики) атмосферой, играя симфонию безысходности и ужаса на наших нервах. Надзиратели были ведущими артистами в этой пугающей какофонии гимна человеческого бессердечия. Вместо лица у этой твари – тюремная камера с распахнутой решёткой, а в зубах она сжимает связку проржавевших ключей. Надзиратели бродят по обледеневшим коридорам «умершего» атомного ледокола в поисках новых заключённых – и срок пребывания для любого станет бесконечностью. Надзиратели отличались ярким концептом и совершенно особой пластикой движения – всё это, вкупе с внешним видом и историей появления тварей захватывало игрока и не отпускало очень долго.
Следующий экспонат нашего обзора – сумасшедший хирург Ричард Трагер из Outlast. Эксцентричное поведение и незабываемый внешний вид, мощный набор атрибутов и желание «помочь» персонажу (например – отрезав все пальцы на руках и ногах) сделали этого монстра очень ярким представителем даже на фоне Outlast. Конечно Трагер – лишь один из тех, кого можно было встретить в адской психиатрической лечебнице, однако встреча с ним запомнится каждому игроку на очень долгое время. Говорят, что некоторым этот персонаж даже понравился – остерегайтесь таких людей.
Компанию Таргеру составляет Scissorman из Clock Tower. Чем-то это существо напоминает обиженного на весь мир Эдварда-Руки-Ножницы, который попытался неудачно социализироваться, немного растолстел и обзавёлся совершенно отвратительным чувством юмора. В «духовной наследнице» Clock Tower, которая готовится к релизу, этот персонаж и вовсе сменил пол – что же, такие метаморфозы вполне объясняют отвратительный характер, без дополнительных комментариев. Но после знакомства с ним вы ещё долго будете нервно оглядываться на звук щёлкающих ножниц, от маникюрных до садовых.
Уроборос Мконо – создание из мира Resident Evil, которое стоит гордым особняком даже среди местного «парада уродов». Японцы всегда славились своей любовью к действительно страшным чудовищам, но мы гарантируем – у дизайнера, который создал Уробороса, есть веские причины посетить психолога, даже не один раз. Отвратительный ком копошащихся червей, который взрывает собственные конечности, обладает безудержной силой и ненавистью ко всему живому – настоящий пример сочетания отвратительности и целеустремлённости. Бойтесь того, что эта тварь может стать реальной – мало ли какие генетические эксперименты идут в закрытых лабораториях.
Шибито из Siren вовсю использует страх многих людей о том, что после смерти их близкие могут превратиться во что-то ужасное. В нечто, что сохранит частичку души некогда живого человека и от этого станет ещё ужаснее. Авторы подошли к созданию этого монстра с размахом – они использовали фотографии живых людей, не рисуя очередного кадавра, а усиливая черты внешности и подчёркивая их кошмарными деталями вроде бледности и кровоточащих глаз. Они стремились добиться эффекта «зловещей долины» и это им полностью удалось. Глядя на пластику шибито, веришь, что перед тобой нечто совершенно чуждое, что не может быть живым, но в то же время – двигается и стремится причинить твоему персонажу много неприятностей.
Многорукая Лаура из The Evil Within сплела в себе сразу целую батарею различных психологических комплексов и установок. Здесь и отсылки фрейдистской теории в пользу образа старшей сестры и матери и сексуальная подоплёка и мания преследования. Образ Лауры однозначно удался, от внешнего вида и мотивации, до исступлённого упорства, с которым эта девушка преследует свою жертву, не оставляя ей никаких шансов.
Amnesia: The Dark Descent – одно из самых ярких событий в жанре хорроров за послений десяток лет, а центральная фигура монстра, преследующего героя вызывала поначалу отвращение, недоумение и необъяснимый ужас. Перед вами – Бродячий. Это существо похоже на многое и одновременно ни на что. Чтобы понять, почему оно пугает даже бывалых игроков в жанр «ужастиков» достаточно один раз столкнуться с ним лицом к лицу – и любые вопросы пропадут сами собой. Вот только велика вероятность того, что оно надолго поселится в не самых приятных ваших снах.
Обзор пугающих и жутких тварей не мог обойтись без Медсестры из Silent Hill. Любой, кто хоть немного знаком с фрейдистскими теориями мгновенной поймёт, куда ведут отсылка авторов – архетип «сексуальной медсестры» здесь исказили и обезличили, превратили в чудовище, которое движется как сломанная кукла, но при этом обладает притягательными сексуальными формами. Впрочем, никаких фривольных мыслей здесь не возникает – хочется просто закрыть глаза и не видеть этих «очаровашек», когда они рыщут вокруг в поисках вашего персонажа. Медсёстры из Silent Hill оспаривают пальму первенства с мистером Пирамидоголовым – ещё одним символом серии. Точно также как и медсёстры, образ Пирамидоголового крепко завязан на подсознании и фрейдистских теориях. Фанаты сломали тысячи копий, обсуждая, что именно воплощает кошмарная тварь, которая у некоторых вызывает отвращение и ужас, а у некоторых (да-да, есть и такие) – сексуальное влечение. Фирменная походка и образ этого чудовища стали визитной карточкой серии и фильмов.
Николь Бреннан из Dead Space тоже вовсю эксплуатирует психику, но не игрока, а главного героя. Самое страшное, что от этого монстра нельзя избавится − чудищ вокруг можно уничтожить десятками разных способов, но вот Николь прочно прописалась в голове Айзека и выселить её оттуда не получится. От неё не сбежать, она родилась в разуме героя, она не даст ему ни минуты покоя и будет преследовать его всегда, до самого конца. Она манипулирует персонажем Айзека, питает его чувство вины, заставляет сомневаться в себе и раздирает его психику когтями безумия. Нет способа, который бы избавил от её шёпота или хотя бы его приглушил.
Помните, самые страшные монстры живут внутри нас. Главное – повнимательнее заглянуть вглубь себя. Только подумайте – стоит ли оно этого?