Казалось бы, на дворе 2015 год, в игровую индустрию вовлечены десятки и сотни миллионов людей по всему миру (не так давно Steam поставил очередной рекорд по посещаемости, вплотную приблизившись к 10 миллионам человек, а общая аудитория сервиса Гейба Ньюэлла составляет почти 150 миллионов), по играм снимаются фильмы, они плотно укоренились в массовом сознании и массовой культуре. Игры должны уже восприниматься совершенно обыденно и не вызывать истеричных ноток. Но недавний скандал с Hatred, когда вокруг посредственного продукта развернулись нешуточные страсти (игру удаляли из Steam, авторов обвиняли в экстремизме, клеймили женоненавистниками и расистами) или история с обвинениями со стороны Polygon в сторону девелоперов The Witcher 3: Wild Hunt (расизм, сексизм, половая дискриминация) наглядно показывают – не всё так просто, как кажется. Поэтому мы решили вспомнить пять самых нелепых скандалов, связанных с компьютерными играми, возникших буквально на пустом месте. Призываем всех, кто решит почитать эту статью – относитесь к любым слухам со скепсисом, старайтесь анализировать информацию и не становитесь частью толпы – чтобы не влиться в дружные ряды тех, кто называет авторов Doom сатанистами или разработчиков Mass Effect – порностудией.
5. Manhunt – маньяки, жестокость и всё-всё-всё
Manhunt, несмотря на довольно почтенный возраст, занимает в сердцах борцов с «жестокими играми» отдельное место. В глазах этой публики Manhunt – идеальный кандидат для публичного порицания – убивать в игре приходится много и жестоко, во времена выхода игра обладала отличной графикой и издавалась под раскрученной маркой. Среднестатистического игрока в Manhunt «борцы» видят маленьким, слабым, внушаемым подростком, которого терзает тестостерон и психологические комплексы. Манипулируя таким образом, они ориентируются на родителей молодых игроков и на самом деле вся их риторика ориентирована исключительно на них.
Джек Томпсон (который уже лишился адвокатской лицензии и стал антигероем фильма о противостоянии с Rockstars), вместе со своим коллегой Биллом Макколумом решили сделать себе имя именно таким образом – публичным порицанием Manhunt. Серию обвиняли в том, что она создана специально для садистов, а ещё авторы намеренно сделали игру такой, чтобы влиять на умы подрастающих игроков. Превращать их в жестоких чудовищ. Рейтинг Mature, под которым игра продавалась в магазинах, адвокатский дуэт не смутил. Самый пикантный момент скандала – обвинения на игру начали сыпаться ещё до релиза.
4. Resident Evil 5 и расовая нетерпимость
Так сложилось, что большинство «борцов» против игр обычно цепляются к какой-либо детали, выдёргивают её из контекста и раздувают проблему до вселенских масштабов, в поисках дешёвой популярности. Самое страшное, что у них до сих пор находится аудитория. Автор колонки в популярном блоге Black Looks поступила с Resident Evil 5 ровно таким же образом – дескать, авторы игры расисты, потому что действие происходит в Африке и игроку приходится стрелять по чернокожим, заражённым вирусом. Но самое страшное – главный герой возмутительно белый, без всякой надежды на перекраску кожи.
Если задуматься и разобраться, то все обвинения оказываются глупостью. Resident Evil 5 – пятая игра в серии. Было бы странно, если бы главный герой внезапно сменил расовую принадлежность. Второй пункт, который обвинители не захотели рассматривать – предыдущие части игры, в которых пользователям пришлось убивать тысячи светлокожих зомби. И даже зомби-азиатов. Наконец, авторы игры – японцы и им не особо близки «заскоки» американского общества в отношениях чёрных и белых. Авторы блога проигнорировали контраргументы, и извиняться перед девелоперами не стали – но статью они удалили и предпочитают не вспоминать о той истории.
3. Rule of Rose даёт возможность мучить детей!
Хоррор Rule of Rose был довольно посредственной игрой. И мало кто бы о ней вообще вспомнил, если бы не скандал, который задорно стартовал в европейской прессе с лёгкой руки журналистов, которые к играм не имеют никакого отношения. Как сообщил итальянский журнал Panorama, сутью Rule of Rose является возможность мучить детей, а «побеждает в игре тот, кто первым похоронит маленькую девочку». Мягко говоря, эти заявления далеки от реальности.
В Rule of Rose дети оказываются очень неприятными врагами. Главная героиня оказывается в некоем приюте, где будет вовлечена в жестокие игры «Аристократок красных фломастеров», которые очень далеки от общепринятых детских забав.
Игра получила от скандала серьёзные неприятности − Rule of Rose до сих пор нельзя официально купить в части европейских стран. Это наглядный пример того, как желание получить «жареные факты» у журналистов может ломать планы и жизни других людей.
2. Разработчики Doom – сатанисты!
Doom – это легенда и веха в истории компьютерных игр и мультимедийных развлечений. Нет ничего удивительного, что с этой легендарной игрой был связан довольно громкий скандал в США.
Причиной «наезда» на Doom стала тематика – демоническое вторжение, а также визуальный стиль – уж больно много кровавых пентаграмм и ужасных рогатых тварей на мониторе. Не иначе авторы игры – скрытые сатанисты, которые пропагандируют свою веру таким необычным образом.
О том, что в Doom главный герой сражается с порождениями Ада «борцы» предпочли забыть. Это неудобно и неправильно. Главное было сосредоточить внимание «прогрессивной общественности» на оторванных от контекста фактах и всё завертелось. Истерика была очень серьёзной, но до нас почти не дошла – а жаль. Эту историю можно считать практически хрестоматийным примером того, как некоторые личности, жаждущие внимания и известности, готовы реализовать свои желания за чужой счёт. Если пофилософствовать и вспомнить что Дьявол – это отец лжи и никогда бы не стал так явно прокалываться, то станет понятно, что обвинения несостоятельны. Но американское общество того времени было всерьёз охвачено очередной волной «охоты на ведьм» − даже методички вроде «Как выявить в вашем ребёнке сатаниста?» с бредовыми рекомендациями печатались. Сейчас всё это вспоминается со смехом, но тогда авторам Doom действительно мог угрожать реальный срок и судебные разбирательства в целом ряде штатов.
1. Авторы Mass Effect создали порноигру!
Первая часть Mass Effect была игрой революционной и заложила многие тенденции, которые популярны до сих пор. Но на момент выхода она оказалась под сфокусированным огнём критики как в сети, так и по американскому телевидению. Началось всё с обвинения «консервативного блоггера» в том, что авторы на самом деле занимаются распространением порнографии, а не созданием РПГ.
Самый забавный момент этого скандала в том что «консервативный блоггер»… не видел игру. Он попросту выдумал свои претензии, иначе откуда возьмутся формулировки о «беспрецедентной реалистичности» постельных сцен или о том что «в игре есть возможность создавать порно-аватар, задавая размер бюста и расу»? И потом «заняться любовью с этой куклой»? А как вам заявление о том, что в игре Mass Effect можно «сношаться с любым персонажем, выбирая позу и стиль секса»? Напомним, что в первой части Mass Effect эротика занимала 30 секунд из 30 часов геймплея.
Обвинения «консервативного блоггера» в результате не приняли даже в лагере «борцов с играми» − мистер Томпсон, одиознейшая фигура этой группировки, назвал обвинения «абсурдными».