Прежде чем начать детальный разбор Fallout 4 хочется озвучить одно небольшое предупреждение. Если вам нравятся современные шутеры с элементами РПГ в духе последних частей Far Cry, если вы не любите замороченную прокачку, нелинейные квесты и сложные диалоги, а в Fallout 4 видите способ убить пару вечеров, отстреливая толпы мобов под ненавязчивую музыку – то новый проект Bethesda вам понравится. Вы даже получите от него удовольствие. А вот если вам понравилась хотя бы Fallout 3 или Fallout: New Vegas (про многострадальные первые части франшизы мы не вспоминаем – их время ушло, и увы, вряд ли уже вернётся) то эта игра вам настоятельно не рекомендуется. А в тексте ниже мы обстоятельно и подробно расскажем, почему именно.
Ещё одно небольшое предупреждение − Fallout 4 это НЕ RPG и никогда не будет игрой этого жанра. Мы уже высказывались по поводу этой игры статье Bethesda never change: без прикрас о Fallout 4 − так вот, девелоперы умудрились подтвердить ВСЕ наши опасения, пройтись по ВСЕМ граблям и наплодить новых ошибок. Причём на этот раз «по-тихому» всё обставить не получилось – на Metacritic баллы журналистов и пользователей отличаются где-то на 3,5 балла. Угадайте, кто ставил больше и почему.
А я милого узнаю по походке…
Собственно, первая проблема Fallout 4, о которой говорилось задолго до релиза – это устаревший движок, который мы видели на протяжении последних 13 лет. Он меняет название и даже успешно переносит «пластические операции», но с каждым разом всё хуже и хуже. Поэтому сразу разберёмся с визуальной частью, чтобы закрыть этот вопрос и в дальнейшем к нему не возвращаться.
Fallout 4 выглядит как Fallout 3 с более детальной картинкой. Но даже до уровня «Skyrim с графическими модами» игра не дотягивает. Картинка добротная, но ничего революционного в ней нет – разработчики просто научились просматривать пользовательские модификации и скопировали решения, которые показались им интересными. Сделали это они откровенно плохо – с точки зрения визуальной составляющей Fallout 4 залита «блюром», «замылена», настроить картинку «под себя» можно только после долгого ковыряния в файлах игры. Размытие при резких движениях, нечёткость, отсутствие поддержки разрешений кроме 16:9 или 16:10. Это только самые простые и объективные претензии, о которых можно говорить.
Хуже технической стороны картинки её наполнение – яркие цвета, мультяшность объектов и персонажей, всё это убивает «атмосферу Пустошей» на корню, с первых кадров намекая нам – здесь вам не суровый постапокалипсис, здесь вам весёлый балаган. Бегите, стреляйте и радуйтесь. От цветовой гаммы не отстаёт и анимация НПС, особенно лицевая. «Болванчики» двигаются как деревянные куклы, а уж какие рожи корчат в диалогах – просто страшно становится. Если вы не хотите лицезреть местные анимационные шедевры, отличным решением для персонажа станет глухой шлем (благо часть НПС также можно нарядить в закрытые доспехи).
Единственное, что хотелось бы похвалить – это количество мелких деталей в кадре. Они создают определённое оживление на экране, но и их не стоит долго рассматривать. Потому что велика вероятность увидеть модели, использовавшиеся ещё в Fallout 3.
Как мы и предупреждали – движок на корню зарубил даже возможность «реалистичной графики» и «технологичной картинки». Вы получаете размазанное по монитору аляповатое нечто, не дотягивающее до уровня предыдущих проектов на этом же движке, «причёсанных» трудолюбивыми фанатами. Больше говорить о технической стороне Fallout 4 не имеет смысла. Вспомните всё, что вам не нравилось в Skyrim и Fallout 3, залейте «блюром» и получите предельно чёткое представление о картинке этой игры. Кстати фирменные «города» с тремя жителями и десятком заколоченных домов никуда не делись, как и загрузка при входе в здание или подземелье. О бесшовном мире уровня The Witcher 3: Wild Hunt речи даже не идёт.
«Денег у нас хватает – у нас ума не хватает»
В общем-то, техническая основа для проекта важна, но не всегда решает его судьбу. Если технология хромает – обычно ей на выручку приходит отличный геймдизайн. К сожалению, в Bethesda уверены, что они – прекрасные геймдизайнеры. В результате спасать плохую техническую реализацию просто некому – от многих игровых «находок» просто хочется ругаться в голос.
Во-первых, приготовьтесь к удивительному сюжету, по которому, выбравшись из убежища вы будете искать… вы будете искать… Думали, сейчас мы напишем «отца»? Нет, что вы, мы же рецензируем Fallout 4, а эта идея была в предыдущей игре. Вы будете искать… своего сына! Собственно это всё, что стоит узнать об основном сюжете, чтобы сделать правильные выводы. Дополнительные штрихи вносит и поведение главного героя то, что пробыв в криокапсуле 200 лет (угодив туда буквально через 15 минут после недалёкого ядерного взрыва), пережив смерть у себя на глаза, буквально через час после «разморозки» ГГ бодро бегает по Пустоши, решая проблемы совершенно непонятных и незнакомых людей, изредка вспоминая что у него «где-то там» была семья и пропал ребёнок.
Во-вторых, «изумительная» система диалогов, которая предлагает нам в буквальном смысле варианты «Да», «Нет», «Не знаю» и «САРКАЗМ» на 95% реплик других НПС. В диалогах, кстати, роль будет играть только харизма и она… просто предлагает заведомо выгодный вариант ответа, который подсвечивается для удобства игрока.
В-третьих, геймплей Fallout 4 поражает своей свежестью и новизной. 90% времени вы будете выполнять задания в духе «убей рейдеров там-то и там-то» или «убей гулей там-то и там-то», комбинируя эти увлекательные миссии со сбором всякого хлама. Это не шутка – вы натурально будете обшаривать помойки в поисках мотка изоленты или куска бетона. Зачем? Потому что вас будут заставлять строить дома для различного сброда, который 200 лет ничего не делал и ждал человека, который придёт и «сделает красиво». Формула геймплея Fallout 4 заключается в следующем: «получил квест на защиту фермы − убил десяток рейдеров − получил квест на обустройство фермы − пошёл в подземелье убивать рейдеров/собирать мусор». Этим вам придётся заниматься 90% игрового времени, как уже говорилось выше.
В-четвёртых, Пустошь с одной стороны жива, а с другой – мертва. Если вы будете бесцельно бродить по ней – то не встретите ни одной интересной ситуации, ни одного собеседника, у которого можно было бы взять задание. Квесты здесь выдают специальные люди и «на стороне» рассчитывать нечего. Но стоит вам приблизиться к локации, которую нужно «зачистить», как буквально из-под земли появится толпа врагов, которая моментально бросится на вас.
Добро пожаловать в бесконечный цикл убийства рейдеров и сбора мусора. Перестрелки, кстати, поначалу выглядят и ощущаются неплохо, особенно на открытых пространствах. Видно, что разработчикам помогали специалисты из idSoftware. Но стоит вам влезть в бой, который будет проходить в подземелье, маленькой комнате или тоннеле, приготовьтесь к хаосу, от которого даже «кастрированный» VATS не спасёт. Он теперь, кстати, не останавливает время, а лишь немного его замедляет – и часть жертвы, секунду назад показывавшая 95% вероятности попадания может «обнулится» буквально у вас на глазах.
Итог
Fallout 4 оказалась ровно такой, какой мы её ожидали – неудачной по геймдизайну, но неудачной настолько, что просто диву даёшься. Даже «симулятор туриста» разработчики умудрились где-то потерять – по здешним Пустошам ходить не нужно и неинтересно, только если в поисках очередного тюбика клея и горсти гвоздей, которых не хватает на постройку мега-сарая. Все, совершенно все болезни Fallout 3 и TES: Skyrim перекочевали в этот проект и расцвели пуще прежнего. Развитие персонажа, в котором 80% предлагаемых вариантов просто не нужны, отвратительный сюжет, унылые линейные квесты. Игра больше похожа на внебрачную дочь Call of Duty и одного из последних двух Far Cry.