Prison Architect стала событием не только на инди-сцене, но и в индустрии вообще, принеся своим авторам прибыль чуть менее 20 миллионов долларов. В этой игре нет фантастической графики, мощного сюжета, динамического экшена и прочих атрибутов из маркетинговых текстов. Однако Prison Architect ухитряется цеплять очень надолго, доставляя почти медитативное удовольствие, не отпуская и постоянно подкидывая какие-нибудь новые ситуации.
Несколько недель назад игра выбралась из «раннего доступа», где находилась последний год. За это время она обросла устойчивым сообществом и, если вы ещё не успели познакомиться с проектом, то сейчас – самое время. Возможно, для вас она и не станет откровением, но провести десяток-другой увлекательных часов точно получится. А это редкая возможность, которую не всегда могут предложить игры ААА-класса – Mad Max или Metal Gear Online гарантируют это. Давайте попробуем разобраться, что скрывается за нарочито-примитивной внешностью и что заставляет людей часами безотрывно наблюдать за копошением человеческих фигурок на плоской карте.
Нельзя сказать, что идея Prison Architect пронизана духом новизны. Жанр «экономического симулятора тюрьмы» был освоен ещё в середине «нулевых» − целых пять лет в свет выходили игры серии Prison Tycoon. На первый взгляд всё очень похоже – необходимо возглавить исправительное учреждение и привести его к финансовому процветанию, попутно генерируя пользу для общества. Правда «старшие сёстры» у Prison Architect вышли все как на подбор – неказистые и нескладные. Авторы подошли к идее не наплевательски (потому что до этого жанр «экономической тюрьмы» мало чем отличался от «парка развлечений»), смогли грамотно расставить акценты, не забыли о мелочах и в результате получили заслуженный успех.
Чистым менеджментом вас никто заниматься не заставит – необходимо сочетать в себе навыки стратега – планировать тюрьму, маршруты охранников, расстановку постов, камер видеонаблюдения и рассчитывать ожидаемую прибыль. Prison Architect позволяет вам почувствовать всю ответственность администратора исправительного учреждения – нужно держать в голове десятки дел, успевать повсюду и помнить как о заключённых, так и о персонале.
Особенно тяжело будет в начале – пока ещё нет отлаженного механизма приёма «свежих» уголовников и ведётся строительство. Как только вам удастся нащупать «рабочий ритм» − можно выдохнуть – вы получили краткую передышку, после которой самое время заниматься планированием прибыли. Новые планы и новое строительство ведёт к повторению цикла – стройка отнимает много внимания, а зеки склонны к бунтам и побегам, если совсем расслабиться в ежедневной рутине.
Тюрьму приходится строить с нуля – кроме горстки рабочих и чистого поля у вас ничего нет. Внешний периметр, административные постройки, корпуса для заключённых, столовая. Рабочие места, главный вход, распределение зон доступа – всё это под вашей ответственностью. Равно как и правила поведения, рацион питания заключённых, доступность досуга – вроде групповой терапии с психологом, «качалки» на свежем воздухе и медикаментозного лечения наркомании. Кроме материального приходится помнить и о духовном – следить за настроением подопечных, вовремя отслеживать недовольство и гасить его – где пряниками, а где и заключением в карцер. Заключённых здесь не надо ублажать – они могут быть как довольны условиями, так и жаловаться, главное – они должны быть покорны и подавлены, чтобы в голову не лезли посторонние мысли. О побеге, например.
Prison Architect потрясающе вариативна. Вы можете построить как тюрьму-санаторий, в которой с каждым, даже самым закоренелым зеком будут проводить душещипательные беседы священники и психологи, а в камере будет телевизор, отдельный душ и выбор книг для чтения. А можете создать мрачное заведение с дурной славой, в котором за малейшую провинность можно угодить в неосвещённый карцер, где можно только стоять, настолько мала камера. И решать, какой будет тюрьма, только вам. Хотите создать «тюрьму мечты»? Включайте режим песочницы и творите. Сделайте учреждение, в котором приходится по два охранника на одного заключённого, а вооружённые патрули барражируют везде днём и ночью. Или постройте высокотехнологичную колонию, в которой наблюдение и прослушка позволяют снизить контакты и количество охранников до минимума, а дистанционное управление системой дверей гарантирует, что заключённые будут предоставлены сами себе.
Заключённые, кстати, − не безликие болванчики – они имеют биографии, списки преступлений, а некоторые – и непростые истории. У них есть родственники, жаждущие свиданий, есть свои предпочтения и пожелания к условиям содержания. И хорошему начальнику тюрьмы предстоит сыграть на этих слабостях и стремлениях свою «музыкальную партию», чтобы заключённый досидел срок до конца, и вероятность рецидива преступления была рекордно-низкой.
Но завораживает игра не этим маниакальным вниманием к деталям и даже не потрясающим творческим потенциалом. Она подкупает медитативным геймплеем, за которым интересно следить. Если вы постараетесь, то ваша тюрьма будет функционировать как механизм – без сбоев и без внешнего вмешательства. Это потребует немалого умения и желания, а также творческого подхода, но результатом будет незабываемое чувство собственного удовлетворения, которое очень сложно получить другими способами.
Prison Architect – это «игра геймплея». Он здесь разнообразен и многогранен, он требует от игрока многого, но и многое готов предоставить взамен. Кто бы мог подумать, что из невзрачного «гадкого утёнка», каким был проект на ранних стадиях, получится настолько масштабная и глубокая игра, которая практически комплексно симулирует жизнь исправительного учреждения не самого маленького масштаба?
В релизной версии разработчики пошли дальше – они дадут вам возможность побывать в шкуре заключённого и попытаться сбежать из тюрьмы, построенной своими руками или руками других игроков. Совершенно особый опыт, который даёт возможность посмотреть на происходящее с другого ракурса.
Но самое главное – ваша тюрьма живёт. Живёт и развивается. Генерируя десятки ситуаций из реальной жизни. Драка двух заключённых из разных группировок. Групповое избиение изгоя в душевой. Голодный бунт. Драка с охраной. Свидание с семьёй, слушанье по УДО. Бесконечный цикл каждого дня, который повторяется снова и снова и этим гипнотизирует, не давая оторваться.
Итог
Prison Architect – это один из тех проектов, которые могли появиться только на инди-сцене. Крупный издатель ни за что бы не пошёл на такое внимание к деталям в подобных декорациях. Авторы постарались и вложили в свою игру много труда, талантов и ярких идей, превратив её в комплексный симулятор и медитативное развлечение на долгие часы. Она позволяет как расслабится, так и ставить перед собой непростые задачи и успешно решать их, несмотря ни на что. Продуманное управление, удобный интерфейс и нарочито-примитивная графика помогают забыть об окружающем мире и полностью перенестись в виртуальный – чтобы сроить и развивать свою собственную колонию. А какой она получится – каждый решит сам.