В сентябре Dota 2 продемонстрировала впечатляющее падение онлайна – сразу на 16%. Для справки – это около 100 тысяч человек от общего среднего числа игроков, одновременно находящихся в игре. В некоторых кругах это вызвало настоящую панику, а по Интернету поползли нехорошие слухи, в которых злые языки начали предрекать скорое забвение всему жанру МОВА и f2p-играм. Так ли это? Насколько комментаторы близки к истине? Мы постарались проанализировать всю имеющуюся информацию относительно спадов активности игроков в Dota 2 и поделиться с вами этим мнением. В сети же курирует несколько версий, объясняющих отток игроков. Мы поговорим о самых популярных и постараемся разобраться, насколько они близки к истине.
Версия первая – я твою мамку [censored]
Собственно, ни для кого не секрет, что сообщество Dota 2 в steam переполнено «токсичностью» настолько, насколько это вообще возможно. При этом складывается впечатление, что Valve подобная ситуация целиком устраивает – никаких серьёзных подвижек для наказания дебоширов и сквернословов не предпринимается. Неудивительно, что слухи стали называть «токсичность» причиной колоссального спада. Дескать, игроки просто устали от оскорблений и от своеобразной манеры общения во время матчей и не горят желанием узнавать подробности сексуальной жизни своих родственников. Но эту версию можно отмести сразу, как не состоятельную.
Почему? Потому что сообщество стало «токсичным» не вдруг и не сразу. Фактически, оно было таким с самого начала и матом или оскорблениями здесь можно кого-то обидеть только, если этот кто-то патологически чувствителен, либо играет первую неделю. Очень сомнительно, что 100 тысяч игроков в один прекрасный момент остановились, сказали: «С нас хватит!» и удалили клиент игры. Отнюдь. Подобная манера общения является неотъемлемой частью местной атмосферы и зачастую ценится ветеранами.
Так что версия о том, что мат стал причиной ухода десятков тысяч пользователей, выглядит несостоятельной. Потому что эти «утончённые пользователи» вряд ли бы продержались больше пары матчей, со своей чувствительностью.
Версия вторая – каникулы закончились
Шуточки о возрасте и умственных способностях игроков в Dota 2 уже давно стали обыденностью. Дескать, игра привлекает школьников, а тут каникулы закончились, родители доступ к компьютеру и интернету ограничили, после чего онлайн проекта резко пошёл на спад.
Здравое зерно в этой теории есть – всё же шутки взялись не на пустом месте. Однако очень сомнительно, что аудитория школьников составляет в Dota 2 настолько значительный процент игроков.
Для того чтобы развеять её, достаточно просто посмотреть на пики активности и спада онлайна – со школьными каникулами они не связаны практически никак и больше зависят от внешних причин. Безусловно, какой-то процент «ушедших» всё же принадлежит несовершеннолетним игрокам, родители которых озабочены успеваемостью своих отпрысков в школьных предметах. Но вот то, что их разом наберётся 100 тысяч – очень маловероятно. С таким же успехом популярность Dota 2 можно привязать к выходам заметных синглплеерных релизов или к политическим и экономическим санкциям.
Версия третья − Dota 2 надоедает
Давайте будем честными − Dota 2 нравится примерно такому же количеству игроков, у которого она вызывает отторжение. Кто-то приходит в игру, «щупает» её десять минут и больше никогда не включает. Это нормальное положение вещей, так происходит со всеми проектами. Очень сомнительно, что 100 тысяч человек поняли в одночасье, что игра им надоела или опостылела и решили удалить аккаунты. Такое синхронное настроение проходит по области фантастики и манипулирования сознанием.
Ни одна из распространённых версий не может безоговорочно объяснить резкое падение онлайна. Даже все вместе они этого сделать не могут. В чём же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит внимательно проанализировать статистику, которая имеется в открытом доступе. Первое – даже несмотря на падение онлайна на 16%, популярность Dota 2 выросла – если брать цифры за 2014 и 2015 год, то число игроков, которые выбирают это развлечение всё равно показывает положительную динамику. Однако, именно в этих цифрах и скрывается ответ на вопрос.
Первая «просадка» онлайна в Dota 2 произошла только после того, как народ вволю оценил проект (на это ушло несколько недель). Падение составило сразу 5,5% процентов. После «ямы» начался постоянный рост числа игроков, который продолжался до марта 2014 года. Снова небольшой (в несколько процентов) спад, после которого последовал стабильный рост. И так происходило на протяжении всего года, когда пики чередовались со стабильной динамикой.
Для того чтобы построить правильную взаимосвязь нам необходимо соотнести график онлайна с событиями вокруг самой игры. Первый пик посещаемости, после которого последовал резкий спад – это релиз. Естественно, что новую игру от Valve, да ещё с такой пиар-кампанией, прибежало «пощупать» большое количество пользователей. И естественно, что части из них проект не понравился или показался скучным, что вызвало отток в 5,5%, о котором мы говорили выше. После этого посещаемость росла стабильно, без пиков и провалов – до февраля, в котором праздновался китайский Новый Год и состоялось уникальное игровое событие. Снова пик роста, а затем спад в марте. Очередной резкий рост был приурочен к началам продаж компендиум к турниру The International 2014.
В 2015 году ситуация полностью повторяет 2014. Резкие скачки онлайна, которые привязаны к громким игровым событиям вроде масштабного турнира или уникального ивента, привлекают новых игроков, а также заставляют мобилизоваться старых, которые уже устали от проекта. После такой встряски часть новоприбывших неизбежно уходит и порождает резкий спад. И чем больше общее число игроков Dota 2 – тем больше амплитуда колебаний и тем более угрожающими они выглядят для среднестатистического пользователя.
Главная причина нынешнего «исхода» игроков проекта – обновление Reborn, которое изменило в игре очень и очень многое. Оно вызвало высокий всплеск интереса к проекту даже со стороны тех, кто давно забросил Dota 2 – и закономерно разочаровало многих.
В игре изменилось очень многое – интерфейс, новые режимы 10х10, ориентация на новичков. Valve постаралась сделать игру разнообразной, чтобы поддержать к ней интерес у аудитории. Да, даже движок изменился! И неизбежно принёс с собой новые проблемы. Dota 2 – большая игра. Сложная игра. А Reborn – большое и сложное дополнение, которое затрагивает буквально каждый аспект. И оно потребует доработки и «калибровки». Неудивительно, что многие приняли решение отложить проект до того как всё устаканится. К ним присоединились игроки, которые решили, что проект в данном виде им малоинтересен. Всё это наложилось на пик внимания пользователей и в сумме дало серьёзную цифру в 100 тысяч человек.
Так что говорить о закате МОВА и крахе Dota 2 – как минимум преждевременно. Чем больше игроков – тем отчётливей заметны скачки онлайна, но ничего ужасного в них нет. В таких проектах необходимо собирать статистику и смотреть цифры за большой промежуток времени, чтобы понимать динамику и процессы, которые управляют публикой.