«Пока пипл хавает Анчар – ты будешь читать Анчар» © Команда КВН МАМИ.
Обозревать спортивные симуляторы, особенно две всемирно популярных конкурирующих серии: Pro Evolution Soccer и FIFA − дело неблагодарное. Во-первых, разработчикам нет смысла вносить какие-либо кардинальные изменения в геймплей или механику игр – достаточно «подшаманивать» мелкие детали, слегка обновлять графику, а аудитория найдётся. Во-вторых, различия между сериями постепенно стираются, а в-третьих – «пипл хавает». Несмотря на все недостатки франшиз, устойчивый потребитель на них имеется всегда, так как альтернативы банально нет. Вот и в очередном Pro Evolution Soccer 2016 от Konami игроделы приняли волевое решение – сменить движок, а всё остальное как-нибудь само. Pro Evolution Soccer 2016 получился не то чтобы ужасным и трагичным – он вышел вполне в духе серии и это его самая главная проблема, которая усугубляется дополнительными неприятностями, которые связаны, как это ни парадоксально, с уже упомянутым переходом на новый движок. Ну и с ожиданиями фанатов, конечно – в этом году серии Pro Evolution Soccer исполняется 20 лет, как-никак.
Начиналось всё очень неплохо. Fox Engine уже был в достаточной мере освоен, ограничительные рамки старых консолей остались в прошлом, да и переходный период на консоли нового поколения завершился. Демоверсию игры встретили очень хорошо − Pro Evolution Soccer 2016 стал быстрее, оптимизация подтянулась, футболисты стали демонстрировать отличное техничное владение мячом, AI был шустрым и агрессивным, а вратари наконец-то достигли хотя бы 50% соотношения пропущенных/отбитых мячей. В общем, фанаты серии приободрились и стали ждать релиза.
Что можно сказать о полной версии игры? Да, матчи теперь стали динамичнее, а картинка выглядит впечатляюще и её порой таки можно спутать с телетрансляцией. Высокоуровневый контроль мяча тоже никуда не делся и даже развился – его можно тонко настроить под себя. Физика спортивного снаряда, как и игроков на поле – на неплохом уровне, особенно там, где речь идёт о звёздных фамилиях или выдающихся комплекциях.
Техническую составляющую органично дополняют игромеханические улучшения – система ролей в команде, которые позволяют сформировать уникальный стиль игры у каждого игрока с собственными целями и средствами их достижения. Вы можете проследить путь новичка из молодёжной лиги от «бывшего юниора» (эта роль позволяет быстрее повышать ключевые характеристики) до «ветерана» (который может стать лидером команды и организовать людей). И из положительного – это всё, что можно сказать о Pro Evolution Soccer 2016.
Неприятности начинаются после пары-тройки часов, проведённых за игрой с товарищами. Команды сделаны под копирку – мы не зря оговорились о том, что уникальная физика ощущается только при управлении знаменитыми игроками. Малоизвестные же персонажи представляют собой одну и ту же модельку с разными текстурами и ведут себя на поле совершенно идентично. Поведение игроков на поле порой удручает – особенно когда представители вторых дивизионов начинают делать передачи через половину поля с точностью Неймара и Месси, не давая снаряду отлипнуть от бутсы сокомандников. Судьи не отстают – даже если ваши (или вражеские) игроки будут нахрапом бросаться в подкаты к атакующим соперникам, то даже жёлтой карточки не покажут. Да и вообще фолы рассчитываются совершенно неадекватно, порой даже кажется, что совершенно рандомно.
Провалом оказалась и гибкая смена схемы игры во время матча. Этот элемент работает исключительно в те моменты, когда команда контролирует мяч.
Выше мы уже писали, что картинка порой похожа на кадры из телетрансляции. Но это если закрыть глаза на неправильные стадионы, отвратительных зрителей на трибунах, общая искусственность происходящего позволят впасть в заблуждение, только если не разглядывать всё пристально. Геймплей тоже даёт ощущение «живого матча», но только если не всматриваться внимательно и не пытаться понять, что тут вообще происходит.
Мрак и ужас творится в плане клубов, трансферов и прочей внутренней «кухни» большого футбола. Японцы, конечно, не сильны в европейском спорте, но зачем тогда было делать игру про него? Нет участников еврокубков, нет правильных стадионов, формы команд не соответствуют реальным. Зато много выдуманных клубов со смешными названиями. На консолях доступен редактор, но скажите, кому захочется ковыряться несколько дней, чтобы получить вменяемую клубную сетку, настраивая логотипы и расцветки футболок? Трансферная механика реализована из рук вон плохо – богатейшие клубы оказываются нищими, игроки «телепортируются во времени» (как например Марсиаль), а некоторые и вовсе исчезают с горизонта событий. К тому же, за счёт неудачной механики, игрок с показателями в районе 70 практически не отличается от игрока с показателями в районе 80, только последний стоит намного дороже. А ведут на поле себя они практически одинаково.
По сетевым режимам также всё печально. Сложилось ощущение, что авторы Pro Evolution Soccer 2016 просто не смогли представить внятного ответа конкурентам, поэтому решили сделать хоть что-нибудь, главное чтобы не так как в FIFA. Схема работы тренера и команды и вовсе больше похожа на JRPG, чем на футбольный симулятор. Хорошо хоть любовных линий и длительных диалогов нет.
Последний гроб в крышку Pro Evolution Soccer 2016 вбивает отвратительный дизайн интерфейсов. Лучше бы авторы попросту скопировали идеи FIFA и не пытались «родить» что-то своё. В плане пользовательского удобства и продуманности всё просто чудовищно. Даже ветеранам серии будет непросто разобраться в нагромождениях таблиц и меню.
В общем, подарок фанатам вышел на славу. Как бы Pro Evolution Soccer 2016 не стала последней игрой серии – количество неисправленных старых ошибок и полученных новых, неоправданные ожидания игроков, всё это слилось в огромный снежный ком, который может стать спусковым крючком для лавины. Не зря, несмотря на всю оптимистичную риторику Konami, по Сети упорно ходят слухи о том, что «большими играми» они заниматься не будут. Это только подтверждают разбегающиеся из компании крупные специалисты разных профилей.
Итог
Как говорила одна утка из популярных Интернет-комиксов: «Всё очень плохо». Юбилейный Pro Evolution Soccer 2016 получился очень спорным и максимум на что его можно применить – сыграть пару матчей с друзьями под пиво и то, если под рукой нет свежей FIFA. Погружение, гибкость, разнообразие, вариативность, захватывающие моменты – всё это не про Pro Evolution Soccer 2016. Сообщество игры потихоньку угасает, а это верная смерть для проекта. Впрочем, поклонникам конкурентов не стоит злорадствовать – если не станет Pro Evolution Soccer, то что заставит ЕА хотя бы имитировать бурную деятельность? Альтернативы-то не останется совершенно. По-хорошему, оптимальным решением бы для Konami стала продажа лицензии на серию кому-нибудь более состоятельному и способному. Потому что в руках этой конторы франшизу вряд ли ждёт что-либо хорошее. Игра вышла «бодренькой», а это не то, чего ждёшь от двадцатой части легендарного сериала, посвящённого такому масштабному спорту.