Вокруг Metal Gear Solid V: The Phantom Pain на протяжении всей разработки, а особенно после выхода, кружилось столько разных слухов, скандалов и домыслов, что сосчитать их не представляется возможным. Игра с непростой судьбой, впечатляющей картинкой и повышенным вниманием со стороны публики и игровых журналистов. Западная пресса уже разразилась восторженными криками, крайне высоко оценивая творчество господина Кодзимы, не допуская критических высказываний и проявляя редкое единодушие в своих оценках. Такое бывает только в двух случаях – либо перед нами стопроцентный шедевр, без всяких двойных толкований и вариантов, либо западные журналисты просто предпочли не замечать негативных моментов в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Что из этого справедливо? Давайте попробуем разобраться вместе. Одно можно сказать заранее – Хидео Кодзиме удалось создать исключительно масштабную, стильную и «громкую» в медийном плане игру.
Выставление оценок играм заочно – дело неблагодарное. Но Metal Gear Solid V: The Phantom Pain стала культом и «игрой года» ещё до выхода. Кроме драм и скандалов игра предлагает классическое «сочетание успеха» − сюжет, солянку популярных элементов, отличную картинку и именитого японца во главе разработки. Увы, для культового статуса и безоговорочного лидерства среди конкурентов этого маловато.
Давайте сразу расставим приоритеты – к Metal Gear Solid V: The Phantom Pain нужно относиться, держа в голове предыдущие игры серии. Они очень своеобразны, выполнены в исконно-японском духе, изобилуют элементами, уместными в аниме или индийских боевиках, но, вместе с тем – необъяснимо-притягательны для публики. Но Metal Gear Solid V: The Phantom Pain делает ставку на широкую аудиторию, на все платформы, она щеголяет огромным бюджетом и нацелена на покорение сердец миллионов – поэтому и спрос с проекта чуть-чуть другой.
Сюжет
Удивительно, но к сюжету претензий практически нет. Да, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain выглядит бредово при малейшей попытке осмыслить происходящее. Да, сюжет Metal Gear Solid V: The Phantom Pain больше бы подошёл аниме-сериалу, либо экранизации комикса в духе Marvel. Но рецензент прекрасно знал на что шёл, так что портативный компьютер, голографические проекции и ИИ в 1984 году не вызывают больших вопросов. Ну, есть и есть, бог с ними. Такое себе «фантастическое допущение», вроде сверхспособностей Человека-Паука или Халка. Сюжет, несмотря на бредовые элементы, развивается глобально – Афганистан, вторжение СССР, противостояние частных военных корпораций и ядерное оружие. Чего у Metal Gear Solid V: The Phantom Pain не отнять – это стильной подачи истории. Здесь действительно хочется копаться в происходящем, слушать записи, искать дополнительные факты, вникать в историю. Когда вы абстрагируетесь от логических нестыковок, она заиграет совсем другими красками и запросто увлечёт вас в повествование. Приправьте всё это отличными кат-сценами на движке игры и станет понятно, почему творчество Кодзимы имеет столько фанатов. Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, в плане сюжета, отлично подойдёт и поклонникам предыдущих частей и новой аудитории, которой в этом проекте будет совсем не мало.
С сюжетом у игры всё в порядке. Как и с персонажами – они действуют согласно внутренней логике повествования, они отлично замотивированы, а характеры, несмотря на сгущение красок – понятны и узнаваемы. Проблемы у этой игры совсем в другом.
Геймплей
Решение делать Metal Gear Solid V: The Phantom Pain в модном нынче «открытом мире» было ошибкой. Этот проект, по сути, тычет в глаза своей кинематогрофичностью и щеголяет сюжетом комикса. Пока ты вовлечён в действие, сопереживаешь героям и не отрываешься от происходящего на экране – всё отлично. Но стоит «свернуть в сторону» и вся магия рассыпается, как карточный домик. В голову начинают лезть всякие критические мысли, пока ты меланхолично двигаешься по пустынным просторам «открытого мира». А уж когда тебя толкают в пучину «бытовухи» в исполнении Биг Босса, становится и вовсе скучно.
С точки зрения геймплея у Metal Gear Solid V: The Phantom Pain ровно две проблемы, но они – коренные, краеугольные. Первая – это огромный поток бытовухи, в который игрока окунают буквально в первые минуты игры. Здесь проект до ужаса похож на Dragon Age: Inquisition. Вам приходится решать мелкие проблемы, искать ресурсы, вербовать едва ли не каждого караульного для ворот на базе, заставляют формировать подразделения, планировать и прикидывать. За всей этой мишурой сюжет и стиль теряется, а в какой-то момент вы останавливаетесь и спрашиваете себя: «Это что и есть знаменитый Metal Gear Solid V: The Phantom Pain? Вот эта вот мелкая беготня? Вот это вот бесконечное копание в табличках?». Но не это самое плохое. Самое − это ситуация, о которой мы писали в рецензии на Dragon Age: Inquisition – глава мощной структуры на карачках, лично, собирает целебные травки и занимается отстрелом медведей. Самое страшное – деваться от этого некуда. Понадобилась продвинутая техника? Вперёд, гриндить ресурсы на научный отдел, собирать минералы и другие ресурсы. Причём высказывается всё это ультимативным тоном, не допускающим возражений.
Вторая проблема, которая вытекает из первой – «типичный открытый мир». Он огромен, красив и совершенно пуст. Вам просто нечего делать, а безлюдность и однообразие пейзажей (красивых) в какой-то момент начинают нагонять депрессию. На деле «открытый мир» нужен только для одного – чтобы у игрока сложилась иллюзия выбора, чтобы игрок думал, что он планирует атаку на очередную базу врагов и считал что его решение атаковать с севера, а не с юга хоть что-то изменит. Как правило, удачных тактик для решения любой задачи две-три, а всё остальное – обманная мишура.
Проблемы Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, описанные выше, дополняются откровенно тупым искусственным интеллектом, который пытается вам противостоять. Даже если враги вас обнаружат, фактически лицом к лицу и будут топтаться на трупах товарищей – просто спрячьтесь, после чего компьютерный болванчик немного постоит на месте, затем пробормочет парочку дежурных фраз о крысах и воронах и вернётся на маршрут.
Откровенное разделение заданий на основные, побочные и внешние тоже не пошло Metal Gear Solid V: The Phantom Pain впрок. Первые двигают сюжет, а вот остальные нужны исключительно ради прокачки. При этом третий тип выполняется вашими отрядами за кадром и толку от таких заданий – чуть. Цели однотипны, складывается ощущение, что их создаёт какой-то генератор, а не команда дизайнеров с огромным опытом в индустрии. Вам придётся раз за разом выполнять тоже самое, в тех же самых локациях. Похоже на безумие, правда?
Итог
Писать рецензию на Metal Gear Solid V: The Phantom Pain – это очень неблагодарное занятие. Игра громоздка, состоит из десятков различных элементов, которые соединены между собой почти никак. Сюжет стоит особняком, открытый мир также отдельно, равно как и тупые повторяющиеся миссии с микроменеджментом. Такое ощущение, что игру собирали из разных частей, причём некоторые элементы заставили Кодзиму запихнуть насильно, наплевав на его творческий замысел, потому что «так модно».
В результате мы имеем игру с харизмой и отличным сюжетом, который захватывает вас «на лету», но полёт очень быстро разбивается о «сбор целебных травок и корешков». Увы и ах, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain повторяет ошибки Dragon Age: Inquisition – красивые локации, но однообразный и скучный геймплей, полный идиотских решений. Хотя здесь сюжет на порядок лучше