«Ранний доступ» Steam, помимо того, что является площадкой для взаимодействия разработчиков и комьюнити, на которой обкатываются разные нестандартные идеи и ищется дополнительное финансирование, зарекомендовал себя как отменная помойка. Количество игр, которые выбрались из этого «производственного ада» и соответствуют обещаниям разработчиков хотя бы на 50% можно пересчитать по пальцам двух рук (если подходить лояльно, то придётся задействовать и пальцы ног). «Ранний доступ» буквально кишит примерами обмана, наплевательского отношения к игрокам и собственным словам, а также легионами недоделок, которые выйдут «когда-нибудь потом». Cosmonautica могла бы стать самым настоящим «героем дня», продемонстрировав хэппи-энд и заставив поверить в то, что остались ещё честные девелоперы, которые хотят делать качественные и интересные игры. Ребята правда старались, но… как-то не срослось. А жаль.
Обещания Chasing Carrots относительно Cosmonautica были довольно впечатляющими. Публике обещали дать возможность управлять собственным судном, всячески улучшать и модернизировать его, набирать экипаж и удовлетворять его нужды, следить за эмоциональным «климатом» и решать множество непростых задач, доставляя грузы, пассажиров и охотясь на пиратов. Если вы представили себе облагороженных Космических Рейнджеров после всего этого – забудьте. Так будет проще, да и нервы сбережёте.
«Я придумал игру, суть такова…» ©
Игроку предстоит взять на себя роль капитана космического судна и директора компании по доставке всякого-разного в одном лице. Жизнь в будущем трудна и непроста, хвататься приходится за любую работу, чтобы остаться на плаву. При всём этом взвалить на себя тяжкий крест пришлось случайно. Так сложились звёзды (о сюжете мы поговорим отдельно чуть ниже). Но игрок здесь отнюдь не в центре внимания – игра фокусируется на членах экипажа, предлагая сначала удовлетворять их потребности, а потом ублажать капризных «специалистов» самыми разными способами.
Задумка, вроде бы, неплохая. Прикрутить к этой идее живой космос, как в тех же Космических Рейнджерах, продвинутую систему торговли, интересную боевую часть, сделать геймплей вариативным – и получился бы хит. Но разработчики Cosmonautica решили пойти по пути наименьшего сопротивления.
Во-первых, задания и торговля. Задания здесь генерируются случайным образом, но происходит это так коряво, что встретить одинаковые «курьерские» миссии в первый час игры – проще простого. Торговля – примитивна и для человека, который обладает хотя бы относительно неплохой памятью, не составит никакого труда в освоении. Выполнять заказы попросту скучно, а боевая система вгоняет в уныние. К тому же, беспроигрышные тактики и комплекты вооружения становятся понятными примерно через полтора часа активной игры. Боевая составляющая смотрится настолько ущербно, что лучше бы её было сделать в форме текстового квеста – там хотя бы можно было бы имитировать полезность экипажа.
С логикой у Cosmonautica вообще большие проблемы – например, открытие новых модулей для корабля и улучшение старых происходит следующим образом. Вам необходимо нанять в экипаж учёного, вся работа которого будет сводиться к изучению улучшений. Очень понятно, взвешенно и прозрачно, а учёный – потрясающе-ценный член экипажа для торгового судна.
Всё. Больше Cosmonautica предложить нечего. Ах, постойте, ещё оставались отношения и взаимодействие в рамках экипажа.
Идея неплохая, но реализация снова подкачала – болванчики, выполняющие роль штатных сотрудников не вызывают никаких эмоций и не подают признаков жизни. Они уныло шатаются по кораблю, спят, едят, ходят в туалет и неумело имитируют бурную деятельность. Теоретически, они могут устроить сцену, если игнорировать их потребности, но на практике это никак не выражается. Вы можете набрать в команду совершенных антагонистов, но на общей эффективности это отражается слабо. Также как и развитие «экипажа» – растут только цифры у способностей, но какого-либо реального действия на игровой процесс это не оказывает. Теоретически экипажем надо управлять – назначать вахты, чередовать смены, учитывать взаимоотношения – на практике игре совершенно безразлично, что и как вы делаете.
В результате мы имеем примитивную экономику, клонированные миссии и отстранённое управление экипажем, которое никому не нужно. Ах да. Ещё сюжет. Увлекательный сюжет, поданный в текстах, стилистика которых живо напоминает авторов «русской юмористической фантастики».
Рюшики и бантики
Графический стиль игры можно было бы охарактеризовать как «милый», если бы он не был аляповатым и не смотрелся дёшево. Корабли, станции, персонажи – все они напоминают самые дешёвые модельки, произведённые в Китае методом штамповки. Аляповатая цветовая гамма, очень спорный дизайн, не лучшее качество исполнения. Единственное, что удалось – это шикарные космические задники, которые действительно выглядят атмосферно.
Музыка не отстаёт от графики – больше всего звуковое сопровождение напоминает «полифонию» старых телефонов, а лучшим саундтреком станет ваш личный плейлист.
Сеттинг игры – просто непроработанная свалка бородатых анекдотов и чужих идей, позаимствованных из тех же «Космических рейнджеров». Но сеттинг – не самое плохое. Хуже него сюжет и его подача.
Во-первых, вам постоянно придётся общаться с роботом-попугаем N1L. С самого вашего пробуждения от похмелья и известий о том, что теперь вы назначены на должность капитана, потому как предшественник сбежал. На первых парах птица в ультимативной форме будет требовать от вас выполнения её указаний, двигая сюжет в нужную сторону. Спорную подачу ухитрились испортить никаким «нарративом». Тексты, описания и шутки в игре просто ужасны. Они скучны и безвкусны, но деться от них никуда не получится, при всём вашем желании. Вообще в этом плане складывается ощущение, что авторы получали квесты и описания планет, просто включив генератор текстов на заданную тематику. Сами они отговариваются тем, что пытались создать пародию. Но пародия вышла несмешной, дешёвой и попросту скучной.
Итог
Cosmonautica не место в Steam и на больших платформах. Игра бы неплохо смотрелась на мобильных устройствах, где смогла бы привлечь определённое внимание тех, у кого есть два-три часа, которые надо чем-то заполнить. Своих 10 долларов в цифровом магазине она не стоит, и развлечь сможет только самую казуальную аудиторию на очень ограниченный срок. Cosmonautica выглядит и звучит дёшево, наполнена отвратительными текстами и несмешными шутками. Да и с техническим исполнением здесь не всё гладко.
Последний гвоздь в крышку гроба этой поделки забивает малое количество контента и необходимость развлекать себя самостоятельно. На «песочницу» о бодрых космических наёмниках-торговцах Cosmonautica не тянет ни под каким соусом.
Увы, «хэппи-энда» не случилось и «ранний доступ» снова порадовал нас сырым продуктом и разработчиками, которые не собирались выполнять свои обещания. Это печально и это заставляет задумываться – а не пора ли ввести какую-либо ответственность для компаний, которые занимаются откровенным надувательством?