Лето – не время для глобальных релизов. Как правило, в это время разработчики игр сосредоточены на выставках и внутренних мероприятиях, публика больше увлечена продукцией Голливуда вроде очередных «Трансформеров», разъездами по курортам и шоппингом. Но в последние годы начало отчётливо ощущаться следующая закономерность – лето это время «инди». И порой в это время года выходят если не шедевры – то отличные лёгкие игры, которые запросто могут убить час-два вашего времени, не надоесть и помочь развлечься. Разработчики 60 Seconds! отлично усвоили правила создания «летней» игры – она должна быть лёгкой, обладать интересным, но не перегруженным геймплеем, приятным внешним видом. Добавьте сюда щепотку злободневной тематики – и можно смело подавать к столу. Единственный просчёт, который допустили разработчики – не охватили все возможные платформы. 60 Seconds! отлично поможет скоротать жаркий скучный день в офисе, но она бы намного лучше чувствовала бы себя на планшетах – ненавязчивый юмор и «потешный» Апокалипсис помогли бы пережить длинную очередь или поездку к морю намного лучше любой книги. Впрочем, обо всём по порядку.
Геймплей игры прост и незатейлив – в начале «партии» вам даётся ровно шестьдесят секунд для того, чтобы собрать в охапку родственников, нагрузится полезными вещами и быстро рвануться к люку спасительного бомбоубежища, которое сможет оградить вас от ядерных бомб, которые «zloy Ivan» сбросил на родной город главного героя, простого американца Теда. Каждый раз планировка комнат и расположение родных с вещами различаются, так что спланировать всё заранее не получится. Эти шестьдесят секунд не только дали название игры, но и определяют ваши первые дни в убежище. Потому что, как только атомные взрывы сотрясут землю, 60 Seconds! начнёт рассказывать историю вашего персонального выживания. Надо считать запасы еды и воды, следить за болезнями и гигиеной, охранять своё убежище от поползновений мутантов, бандитов и сумасшедших. А ещё нужно выбираться наружу – рано или поздно припасы либо кончатся, либо вам потребуется то, чего вы не успели захватить с поверхности. Кстати выбор в первую минуту игры придётся сделать нешуточный – если вы не спасёте кого-либо из членов семьи, это вызовет депрессию у остальных, которая может развиться во что-то более серьёзное.
Все ваши решения и события вокруг находят отображение в текстовом дневнике. Собственно этот документ – и есть игра. Обычно день в убежище проходит по следующей схеме – вы делите продукты и воду (тут стоит экономить – без воды в местных реалиях человек может прожить до 4 дней, без еды – до 10), затем игра генерирует какую-либо ситуацию. Нужно либо использовать оптимальное решение (применив подручные средства), либо «наслаждаться» последствиями. Звучит скучновато, но вся соль кроется именно в дневниковых записях. Милые старушки, которые были добрыми соседками превращаются в кровожадных разбойниц, растение-мутант, которое вы вырастили своими руками (и которое теперь жаждет попробовать человечинки), вылазки наружу с обязательными комментариями происходящего – все эти эпизоды содержат огромное количество юмора и отсылок к постапокалиптической классике. Одно только появление странного парня в синем комбинезоне с жёлтой полосой и номером, разыскивающего водяной чип, чего стоит.
Графически игра выглядит симпатично. Добротный арт, герои и окружение, которые меняются с ходом времени и после взаимодействия с ними. У Теда отрастает шевелюра и борода, от недосыпа появляются круги под глазами, болезни могут вызвать самые причудливые внешние проявления, само убежище постепенно превращается в свинарник, заваленный пустыми упаковками и бутылками. С этой точки зрения всё выполнено на достойном, для инди-адвенчуры уровне, даже получше многих.
Но недостатков у игры хватает. Первый проистекает из особенности геймдизайна проекта. Случайная генерация событий порой может сыграть злую шутку – вы можете банально погибнуть всей семьёй, просто не успев взять одну-единственную бутылку воды в начале. Игра просто не даст вам найти недостающие припасы и это – прямой путь к проигрышу. Партия теоретически заканчивается двумя исходами – либо ваше семейство погибает, либо приходит армия и спасает всех. Но, если вы не возьмете радио – то просто не сможете услышать инструкции военных к спасению. Вылазки наружу не зависят от вашего состояния (нет, теоретически зависят, конечно) – гораздо больше они привязаны к благосклонности генератора случайных чисел, также как и польза подобных мероприятий. Из-за этого игра в одной партии может быть зубодробительно сложной, а в другой – до зевоты скучной.
Второй существенный недостаток характерен практически для любого инди-проекта. В 60 Seconds! банально не хватает контента. Шутки и описания дней начинают повторяться, предметов крайне мало, ситуаций и событий – не больше двух десятков. Сыграв одну партию (при условии, что вы довели её до конца любым из способов) вы можете сказать, что видели 99% всего, что может продемонстрировать игра. Да и эта единственная партия, если затянется, к своему концу будет вызывать лёгкую зевоту. В общем, основные проблемы проекта – необузданный генератор случайных чисел и скудность контента.
С технической стороны всё неплохо (всё же в простую адвенчуру играем), но и здесь авторы ухитрились допустить несколько промашек – во-первых, игра довольно странно реагирует на изменение разрешения экрана. Курсор словно сдвигается и это не лечится никак, кроме повторной смены разрешения. Несколько раз случалось так, что начальный таймер застывал на месте – лечение только одно, перезапуск партии. Девелоперы стараются оперативно лечить проблемы патчами, но полностью избавиться от технических огрех так и не удалось.
Итог
Если говорить откровенно и оперировать простыми категориями «нравится − не нравится», то 60 Seconds! определённо «нравится». Отличная игра с хорошей порцией юмора и антивоенной сатиры, высмеивающая некоторые штампы «постапокалиптического» течения в массовой культуре, скрывающая в себе немало отсылок к классике и сюрпризов для геймеров с хорошим опытом. Интересное сочетание текстового квеста, адвенчуры и аркадного геймплея, приятная графика, веселье первой минуты, необходимой для сборов. Но прекрасный задел портят «детские» болезни характерные для всей инди-индустрии – малое количество контента, технические огрехи и несбалансированный геймплей. У авторов отличный потенциал и даже сейчас 60 Seconds! − это отличное средство для того, чтобы скоротать пару часов – при условии, что генератор случайных чисел будет на вашей стороне. При цене в 7 долларов проблемы не кажутся критичными, но впечатление, всё же, портят.