Истоки
Спортивные симуляторы, в общем, и футбольные в частности, возникли на заре игростроения. Первые появились еще в начале 80-х, в первую очередь вспоминается Pele Football – первый футбольный сим, где команды из 4 кубиков каждая, гоняли еще один кубик. Футбольным симулятором назвать такую игру конечно тяжело, но прогресс не стоял на месте и уже вскоре начали появляться вполне оригинальные проекты, например Tecmo Cup Football Game – эдакое аниме приключение в футбольном антураже.
По настоящему прорывной стала серия FIFA от EA, вышедшая на ПК в 1993 году. ЕА сделала во всех смыслах грамотный шаг – сумела договориться об использовании названия самой влиятельной спортивной организации в Мире. В те времена, когда футбольных симуляторов было более чем достаточно, (Sensible Soccer, Kick Off и другие) творение ЕА выгодно отличалось от конкурентов, не столько геймплеем, сколько названием.
Тот самый футбольный симулятор
Квинтэссенцией развития футбольных симуляторов 90-х стала FIFA 98 – множество лицензированных лиг, команд, игроков, потрясающая (на то время) 3D графика, действительно сложный и адекватный искусственный интеллект. Обновленная технология motion capture, которая в прошлой части игры была очень сырой, здесь была доведена до ума. Кроме того, появилась возможность создания своих команд во внутреннем редакторе игры, 16 стадионов и досконально проработанные составы. По факту именно 98-я FIFA стала, по сути, прародителем современных футбольных симуляторов. А что дальше? А дальше ЕА выбрала путь развития своего детища, который актуален и сейчас: речь идет о неспешной доработке, «подтягивании» графики, актуализации составов команд. Да и стоящих конкурентов на PC у FIFA не было. Игра постепенно становилась все более и более аркадной. Однако под давлением общественности в 2002 году ЕА выпускает FIFA 2003, которая стала знаковой для своего времени. Самое важное изменение – это новый игровой «движок», который повлек изменения буквально во всех аспектах игры: изменилась физическая модель, графика вышла на новый уровень, подтянули искусственный интеллект.
А в следующем году на ПК выходит и Pro Evolution Soccer 3, который сумел удивить только ужасностью своего портирования с Play Station. В 2004 выходит FIFA 2005, в которой снова только подтянули графику и обновили составы, однако геймплей оставался на уровне предыдущих частей. В то же время Konami выпускает PES 4 на ПК. В отличие от ЕА, Konami в своей серии PES сделали ставку на реалистичность. Первое что бросалось в глаза – это физическая модель. Если графически эти игры можно было сравнивать, то в плане физического движка PES ушел на несколько лет вперед! Konami удалось создать действительно симулятор футбола. Мяч по сравнению с FIFA потяжелел и, что самое важное, он не был привязан к ногам футболиста. Также была блестяще реализована борьба за верховые мячи. Были естественно и свои «косяки» и это, конечно же, лицензии, причем эта проблема преследует серию PES и по сей день. В PESе было лицензировано всего несколько лиг, остальные же были лишь плодом фантазии японских разработчиков и они, естественно, поражали оригинальностью названий клубов и имен игроков. Тем не менее, именно PES 4 стал, в свое время действительно серьезным конкурентом для FIFA. В следующем году разработчики представили просто доработанные версии своих игр. А вот уже в 2006 году вышел PES 6, который стал полной противоположностью FIFA 07, да и всей серии FIFA на несколько лет вперед. По сути это были две абсолютно разные игры. FIFA 07 – это, в первую очередь, удобство и комфорт: простой и понятный геймплей, удобное управление, множество лицензированных стадионов, лиг, игроков, классный саундтрек, приятная графика, возможность игры по локальной сети. Именно возможность игры по локальной сети давала серии игр FIFA огромное преимущество, множество оффлайн и онлайн (через эмуляторы сети) чемпионатов вспоминаются фанатами серии с особой теплотой до сих пор. С другой стороны PES 6 – это, в первую очередь симулятор, со сложным управлением, реалистичной физикой, спорным судейством, отсутствием лицензий и местами сомнительной графикой. Именно в это время разразился спор, который не утихает и по ныне: «что же лучше: «фифа» или «пес»?». В принципе такой паритет установился надолго: серия Pro Evolution Soccer вышла на новый графический уровень, однако странные метания разработчиков стоили некоторой доли аудитории, в то же время ЕА выжимала все соки из старого движка не особо стараясь, что-либо кардинально менять. На то время PES стал образцовым футбольным симулятором. Однако осенью 2011 года грянул долгожданный переход на NextGen.
Эпоха NEXT-GEN
EA, выпустив очередную FIFA на новом Impact Engine, не только догнала физический движок PESа, но и обогнала оный. Кроме того, игра сильно прибавила в графической части. Появились отличная физическая модель и действительно графика уровня NextGen. Был введен Tactical Defending, который действительно сильно изменил как игру в защите, так и в атаке. Как результат FIFA 12 стала уверенным шагом от аркадности к настоящему футбольному симулятору. В общем-то, FIFA превратилась во вполне универсальный продукт, подходящий, как и любителям аркадных простеньких забав с мячом, так и любителям реализма.
В то же время Pro Evolution Soccer 12 вышел очень сырым: сложная настройка управления и графики (путем редактирования файла настроек вручную) слабая (в сравнении с новой FIFA) графика, странная анимация игроков, и все то же отсутствие лицензий. По сути, Konami на ПК выпустила неудачный порт с Play Station 3, который «допиливался» патчами почти полгода.
Новый виток противостояния начался в 2013 году, когда PES пережил серьезное технологическое обновление — свежий графический движок FOX Engine. Однако оптимизировать его под Pro Evolution Soccer 14 до конца разработчики не сумели, хотя в целом, графически детище Konami несколько обогнало новую FIFA 14. Однако, по традиции новый «пес» вышел на ПК очень «сырым», а титульные режимы игры Master League и Become Legend были исполнены хуже, чем аналогичные у главного конкурента. Шутка ли, до первого официального патча, не было даже сетевого режима. В то же время очередная FIFA порадовала доработанными режимами игры. Кардинально изменился процесс отслеживания и покупки игроков, чтобы узнать характеристики игрока стало необходимым специально направлять скаута на просмотр. Продолжили доводить до ума режим Ultimate Team, который стал по сути главной «фишкой» игры. И это логично: каждый любитель футбола мечтает собрать свою команду мечты и сражаться в лигах и кубках с другими игроками. Новая FIFA ушла в онлайн и стала более социализированной. Был введен новый кооп-режим где в любой игрок мог принять участие в сетевой игре «2 на 2», объединившись со своим другом против двух других игроков.
К выходу новых консолей ЕА выпустила FIFA 15 на ignite engine, который еще больше прибавил реализма, как в поведении игроков и мяча, так и их окружения (объемное поле, разлетающиеся кусочки травы, пачкающаяся форма, «ожившие» болельщики). Кардинально преобразилась графическая составляющая. Кроме того, были добавлены полностью анимированные трибуны и болельщики. К тому же ЕА продолжила «давить ресурсом» и подписала официальное соглашение о сотрудничестве с Английской Премьер Лигой. Был доведен «до ума» и титульный режим - Ultimate Team. Появилась возможность арендовать и сдавать в аренду другим игрокам футболистов, к тому же EA ввели режим проектирования будущих составов «Concept Squads», где можно посмотреть как тот или иной футболист впишется в будущую игровую схему, а также его стоимость. Не обошлось и без минусов и главный из них − игра вышла слишком атакующей: уж очень легко скоростные игроки оббегают защитников.
А чем же ответила Konami? Японцы продолжили процесс латания дыр на ходу длиной эдак лет в 5. Несмотря на новый графический движок, игра смотрится несколько хуже чем FIFA. Да и старые проблемы никуда не делись: режимов игры меньше, проблемы с онлайн матчами, все те же проблемы с лицензиями. Конечно, главным козырем серии PES всегда считался геймплей, но к 2014 году от былого реализма классических серий (почти все фанаты серии называют идеалом PES 6) почти ничего не осталось. В новом PESе, как и в FIFA можно, разведя мяч с центра поля, добежать до штрафной противника, да и в принципе игроку с высокими показателями дриблинга и контроля мяча ничего не стоит протянуть оный через полполя. В итоге мы получили игру, которая снова стала хуже FIFA.
Итог
Пока ЕА впереди и очевидно будет идти по уже проторенной дорожке 3-4 года осваивая возможность нового движка, попутно внося косметические изменения в разные аспекты игры. Что касается «пес», то остается только надеется, что Konami сможет собрать все кусочки пазла удачного футбольного симулятора воедино. По сути, у них все под рукой: есть геймплей удачных прошлых серий, есть новый графический движок, остается это все воссоединить, не забыв добавить онлайн составляющую и хотя бы еще несколько лицензий. А мы с нетерпением будем ждать новых баталий на виртуальных футбольных полях, ведь от конкуренции всегда выигрывает потребитель.