Высокогорные локации Непала и Тибета уже давно облюбованы туристами в реальной жизни. Сюда отправляются экспедиции эскстремалов – полазить по горам, доказать себе и миру, что способны преодолевать трудности и идти к цели. Сюда же съезжаются и любители всевозможной экзотики – они ищут «духовного просветления» в горных монастырях, кулинарных экспериментов и того самого ощущения «края мира», когда кажется что вся Земля превратилась в умиротворённый горный уголок. Ну и простые туристы тут тоже появляются, хотя и в меньших пропорциях – горы суровы, местное население живёт небогато, отелей не сыскать днём с огнём, пластиковые карты не принимают, зато фотографии выходят – просто на загляденье. А что относительно воплощения данного региона в играх? Ведь, как мы помним, компьютерные игры на сегодняшний день, пожалуй, самый дешёвый способ в буквальном смысле прогуляться по интересным местам и полюбоваться красотой природы. Странно, но сложилось так, что игроделы не особенно заинтересованы в местных красотах и экзотике. Не срослось.
Нет, попытки были, но до недавнего времени назвать их хоть сколько-нибудь качественными и дающими возможность действительно ощутить неповторимую атмосферу местных пейзажей и умиротворение буддийских монастырей – невозможно. Впервые регион Непала и Тибета появился ещё в первых частях франшизы о Ларе Крофт: Tomb Raider II: The Dagger of Xian, например и вовсе крутится в области древнекитайских легенд, рассказывая древнюю историю о ледяных драконах, храмах и мёртвом императоре. Однако, по понятным причинам, рассматривать этот проект в качестве объекта для виртуального туризма нельзя. Графика сейчас смотрится просто ужасно (3D-игры стареют куда хуже «спрайтов», увы), на современный манер геймлей можно считать посредственным, а об ощущении атмосферы речи не идёт. Конечно, на момент выхода игра была неплоха, а недостатки скрывало воображение, однако факт остаётся фактом – воспринимать графику Tomb Raider II: The Dagger of Xian всёрьёз сегодня невозможно.
Действительно полюбоваться горными красотами можно в Sniper: Ghost Warrior 2. Проект относительно свежий (2013 год), CryEngine 3 даёт потрясающую картинку и у вас просто дух захватит от открывающихся пейзажей гор. Правда вот добраться до «тибетских» локаций будет непросто – они упрятаны где-то ближе к середине игры, а она не блещет. При достойной графике, отличной атмосфере и приятной оптимизации, проект представляет собой классический «польский шутер» в самом плохом значении этого словосочетания. Скучный, пустой, угловатый, с никаким сюжетом, шаблонными врагами, тупым ИИ и прочими прелестями. В общем, порекомендовать эту игру можно только если вы хотите увидеть заснеженные вершины гор и побродить по долинам, в которых быстро бегут звонкие ручьи – правда, любоваться красотами будет особо некогда. Местные противники ходят исключительно кучей и атакуют в лоб, либо пользуются читами.
Как можно увидеть, до недавнего времени над этой географической локацией словно висел какой-то злой рок. Такой шикарный материал для создания прекрасных пейзажей и сюжета, столько колорита, столько возможностей – но разработчики попросту не смотрели в эту сторону. Не было у них интереса. Всё оставалось неизменным, пока на сцене не появилась Far Cry 4.
Несмотря на то, что действие происходит в вымышленном королевстве Кират, захваченном безумным (но харизматичным!) диктатором с плохим вкусом в одежде, сразу понятно, откуда девелоперы черпали вдохновение. Они не только буквально излазали Гималаи, напитываясь «местным колоритом», но и мотивируют игрока заняться тем же – шутер с открытым миром знатно поощряет к исследовательским вылазкам и путешествиям. Постараемся разобраться, что же там такого интересного в Far Cry 4 перенеслось из реального мира в вымышленный Кират?
Если брать то, что бросается в глаза, то надо понимать, что вы увидите горы, много гор. Но это не какие-то случайные вершины, а вполне себе существующие Гималаи, с выдающейся вершиной Кират Чули (её видно как Эйфелеву башню в Париже – практически из любой точки страны). Прообразом этой вершины послужил Пик Тент, достигающий высоты в 7365 метров и расположенный на границе Непала и Индии (штат Сиккима). Разработчики постарались и перенесли фантастические горы из реальности – эти заснеженные вершины, пропасти и горные долины будут видеться вам ещё долго, очень долго. Надо сказать, что атмосферности они добавляют просто отменно – матёрым альпинистом здесь не стать, но получить общее представление о чувствах, которые толкают людей на покорение вершин – вполне возможно. Обязательно уделите время и потратьте его на прогулки по горам и предгорьям Кирата.
Банапур – первая деревушка в Кирате, по которой вы сможете вдоволь побродить. И она даёт прекрасное представление о характерной архитектуре и культуре региона, а также о быте его жителей. Бытовые особенности, мелочи, интерьеры – разработчики потрудились на совесть и постарались тщательно оцифровать собранный материал. Пусть он и носит отпечаток гражданской войны.
Храмы и монастыри – в Кирате их довольно много, что отражает специфику региона. Если побродить хорошенько, то можно будет обнаружить храмовые комплексы как в буддийском стиле, так и в стиле архитектуры Индии – что очень точно отражает атмосферу местности, ставшей прародительницей здешних красот.
Шангри-Ла – это отдельное явление как в Кирате, так и в мировой культуре. Впервые эта страна была упомянута в рассказе «Потерянный горизонт» 1933 года за авторством Джеймса Хилтона, а ещё раньше прообразом Шангри-Ла стала Шамбала. Шамбала является неотъемлемой частью большого числа оккультных учений и религиозных течений Азии, она олицетворяет собой землю мудрых, землю тех кто «ушёл тропой духа». В игре вам предоставят возможность прогуляться по древней Шангри-Ла, не упустите её.
Гималаи неотрывно связаны с йети (снежным человеком) и девелоперы просто не могли упустить такой шанс. Мохнатым «родственникам человека» посвящено целое дополнение «Долина Йети». В нём смешались древние культы, научные предрассудки и теория заговоров, а игроки смогут получить незабываемые впечатления от снежных буранов и ветров на перевалах.
В общем, сложно рассказать о Непале и Тибете в разрезе виртуального туризма – эти страны всё ещё остаются далёкими от мира и закрытыми. Как можно заметить - Far Cry 4 это самая масштабная и детальная из игр, обращающая внимание на этот регион. Разработчики Ubisoft потратили кучу средств и времени для того, чтобы сначала некоторое время пожить в Непале, обойти окрестности и набраться вдохновения, а потом – для того чтобы перенести всё это на монитор компьютера. У них это получилось – во всяком случае, по степени достоверности и масштаба у них конкурентов точно нет. Да и игра вышла отличная – а это дополнит удовольствие от виртуальных прогулок в несколько раз. Непал-Кират ждёт вас – с точки зрения возможности попутешествовать по этому региону не выходя из дома, это самое лучшее, что может предложить вам современная индустрия развлечений.