3 июня 2015 года компания Bethesda официально анонсировала очередную игру по вселенной Fallout. Сказать, что это событие взорвало Интернет – значит преуменьшить размах «народных волнений». Все тематические площадки охвачены ожесточёнными баталиями: с одной стороны выступают восторженные, пускающие слюни восторга индивиды, с другой – очень хмурые личности, которые с прохладой и равнодушием отнеслись к анонсу, казалось бы, легендарной серии. Мнения о будущей игре разделились диаметрально и мы решили высказаться, ведь мимо проекта с такими корнями, разработкой которого занимается компания, до недавнего времени занимавшая лидирующие позиции в жанре РПГ-песочниц, пройти невозможно. Увы, но если вы уверены в том, что серию ожидает достойное продолжение, то текст ниже вам вряд ли понравится.
Сразу оговоримся – сравнений с первыми двумя частями, которые подарили франшизе статус легендарной, не будет. Это бессмысленно: во-первых, Fallout 4 ещё не вышла, во-вторых – всё, что можно, уже сравнили и обсудили ещё на момент релиза Fallout 3. На данный момент имеется видео и несколько скриншотов, причём видео сделано с игровой графикой, как уверяет Bethesda. За честность их стоит похвалить – именно такой подход позволяет порассуждать о том, что нас может ожидать в игре прямо сейчас, не дожидаясь пресс-конференции на E3 или полноценных геймплейных роликов. Уже сейчас видно сразу три крупные проблемы, которые есть у проекта – и они, увы, вполне смогут стать критическими. Начнём.
Проблема №1 – Движок
Любой, кто не жалуется на зрение и память может понять, что нас ожидает проект на традиционном и любимом движке компании, который используется ещё со времён старичка Morrowind. Почему это может стать проблемой? Потому что ресурсы кода не бесконечны – сколько его не переписывай, сколько не модифицируй, всё равно в какой-то момент наступает предел возможностей. Судя по графике, продемонстрированной в геймплейном ролике, этот предел если не наступил, то разработчики вплотную к нему подошли. Графика в РПГ далеко не главное (впрочем, игры от Bethesda нуждаются в хорошей картинке, почему – читайте ниже), но уже сейчас видно – даже Skyrim, вышедший четыре года назад, выглядит практически аналогично картинке, представленной в ролике. А с ENB и многочисленными фанатскими модификациями – намного, намного лучше. Но визуальная часть движка только одна из возможных неприятностей. Программный продукт Bethesda не поддерживает создание действительно проработанных локаций с большим количеством мелочей – этому свидетельствуют поселения Skyrim, где даже столичные мегаполисы и «областные центры» укладывались в три улицы и два десятка домов с несколькими дюжинами NPS. А уж «периферия» и вовсе выглядела как два с половиной дома, в которых приживает от силы пять человек. Это значит, что никаких масштабных проработанных локаций ждать нет смысла – движок этого просто не позволит. Забудьте о проработанных интерьерах The Witcher 3: Wild Hunt.
Дальность прорисовки, растительность и другие объекты – тоже не сюда. Готовьтесь к бесконечным одинаковым холмам, по которым раскиданы угловатые камни и растительности, которая обрастает деталями только по мере приближения к ней. Никакой симуляции мира, честной экономики, потребностей и прочего ждать не стоит. Единственный плюс, который можно отметить у движка – красивые пейзажи во время путешествий. Но графика давно шагнула далеко вперёд и уровень картинки в трейлере не позволяет рассчитывать на что-либо действительно яркое и масштабное. Движок Bethesda попросту не сможет потянуть «живой мир», а значит, опять придётся бродить по картонным декорациям.
Проблема №2 – Геймдизайн
У игр Bethesda есть огромное количество плюсов, но все они не могут перевесить одного минуса – разработчики со времён Morrowind разучились писать сценарии, создавать интересных персонажей и делать действительно увлекательные квесты. Да и к тому же они взяли строгий курс на массового потребителя с низким возрастным рейтингом – а для постапокалиптического сеттинга это катастрофа, что Fallout 3 продемонстрировала во всей красе. Отвратительная сюжетная линия, линейная и примитивная, куцые «сайдквесты», нелогичные поступки персонажей и убогая мотивация главного героя. Никакого насилия в духе первых двух частей и вседозволенности, никаких брутальных сцен и героев в духе «Безумного Макса», никакой атмосферы безысходности и опустошения, ничего. Как вы помните, даже еда на полках супермаркетов в третьей части оставалась нетронутой. Но это только половина проблемы.
Bethesda, получив в своё распоряжение сеттинг в духе дизельпанка, попросту не поняла, как правильно создавать атмосферу ретрофутуризма. На деле это вылилось в чудовищное количество лишних элементов вроде машин с ядерными двигателями (которые взрываются, оставляя после себя грибовидное облако), глупых названий торговых марок, невероятного количества плакатов из «мирной жизни» развешанных по делу и просто так, глупостей вроде «Города Детей» и войны с пришельцами на ядерной пустоши. В мир, созданный на основе потрясающих первых частей франшизы не хочется верить – он разваливается, как дешёвая игрушка.
Пустой некрасивый мир с нелепыми персонажами, нелогичным сюжетом и скучными квестами – вот, что нас ожидает. Ведь разрабатывала четвёртую часть Fallout та же студия, что отвечала и за третью, а не Obsidian с их блистательным Fallout: New Vegas. Что мешало отдать проект в разработку людям, которые наглядно продемонстрировали, что даже на устаревшем ограниченном движке можно создать атмосферный постапокалиптический шедевр?
Проблема №3 – Игры как платформа для модов
Модификации к играм, созданные фанатским сообществом – это здорово. Это прекрасно, особенно если выбирать хорошие, атмосферные работы, которые углубляют и дополняют игру. Вот только Bethesda со времён Oblivion решила для себя, что делать полновесную игру – долго и хлопотно. А значит, фанаты сами разберутся, чего они хотят и сами всё сделают. Не удивлюсь, если скоро и для написания сюжета к коробочной версии игры будет прилагаться стопка листов и карандаш. Bethesda не видят проблем в том, что выпускают не полноценные игры, а, скорее, конструктор для модов, которым пользуются игроки. Они считают это совершенно нормальным и будут повторять эту формулу снова и снова, пока она работает и проекты продаются. То есть на готовую игру рассчитывать нет смысла – вам снова предложат только базовую основу, на которую предлагается нарастить контент самостоятельно. А недавний эксперимент в Steam с продажей модов (полный набор которых обходился почти в 2000 рублей) показывает, что на этом ещё и можно получить прибыль. Совершенно беспроигрышный вариант.
Итог
Проблема Fallout 4 - это не графика, как её пытаются представить некоторые спорщики. Главные неприятности будут от устаревающего движка после очередной «пластической операции», плохого геймдизайна, отсутствия атмосферы, чрезмерного засилья условностей, нарушенной логики мира и отсутствия чувства меры и стиля у девелоперов. Скорее всего, проект будет коммерчески успешен – подросло новое поколение игроков, которые слышали о серии, но так и не поняли, за что на самом деле любили её «олдфаги». Поколение, не требовательное к качеству игр, нетребовательное к деталям открытого мира, не требовательное к соблюдению внутренней логики и сюжету в РПГ. Хочется верить, что девелоперы смогут решить все перечисленные недостатки, но надежда на это ничтожна. До сих пор формула работала, а первая заповедь игростроя гласит: «Не ломай то, что и так работает». Пусть даже работает с оговорками и плохо.