Пожалуй, обозревать эту игру, которая завершает франшизу о приключениях беловолосого ведьмака Геральта, очень непросто. По масштабам и размаху этот проект ничем не уступает ведущим мировым лидерам в жанре «песочниц» вроде GTA 5 или TES V: Skyrim, а во многих, очень многих моментах – их превосходит. Если сравнивать с РПГ последних двух-трёх лет, то и вовсе становится понятно, что The Witcher 3: Wild Hunt – это игра такого уровня, которая случается раз в пятилетку, а то и реже. Постараемся рассказать обо всём по порядку, но главный плюс можно выделить сходу – авторы не боятся экспериментировать и предлагать игрокам совершенно новый (или хорошо забытый) игровой опыт, новые уровни того, что в английском называется ёмким словечком «fun». При этом CD Projekt RED были даже в рекламе честны перед аудиторией настолько, насколько это возможно – никакой навязчивой рекламной кампании, кричащей об «уникальном открытом мире», «революции в графике» и «передовых технологиях». Поляки просто встали и показали – как надо делать качественные РПГ-песочницы о мрачном средневековье, как удерживать внимание публики и как заставить отдельно взятого человека прожить около двухсот часов в очень негостеприимном к чужакам мире.
CD Projekt RED пошли по другому пути, нежели их коллеги из BioWare со своей Dragon Age: Inquisition. Они не стали создавать прекрасный, но пустой мир, населять его толпами безликих мобов, набивать до отказа примитивными заданиями в духе «подай-принеси» и пытаться угодить сексуальным меньшинствам, для того чтобы их проект заметили. Как и книжная серия о Геральте, игра стоит особняком среди своих «коллег по цеху», с улыбкой рассматривая глупые картонные штампы, нелепые условности, ужимки и прыжки в попытке угодить всем и сразу. The Witcher 3: Wild Hunt – это очень взрослое, взвешенное и прямое произведение, лишённое всякого такта и ложной учтивости. Оно рассказывает о мире, охваченном войной, о мире, залитом кровью, где на трактах бесчинствуют банды дезертиров и разбойников, в лесах и на погостах ждут чудовища, упыри и трупоеды, а среди людей царит недалёкость, нетерпимость и ксенофобия. Оно смотрится цельной картинкой, где каждый элемент занимает своё место и вносит свой вклад в общую атмосферу.
Мир живёт, живёт постоянно, подкидывая сильные характеры, людей, которых нельзя однозначно разделить на плохих и хороших, героев, которые сражаются, любят, предают, но при этом не пытаются быть карамельными образами из романтической сказки – одно сакраментальное «Сука!», выдохнутое бароном, которого уносит в лапах василиск или «курва», поминаемая в разговоре владельцем корчмы ставит всё на свои места. С вами не будут играть в «страшную сказку». Вам там придётся пожить некоторое время.
С точки зрения геймдизайна и игровой механики The Witcher 3: Wild Hunt безупречна. Сюжет подаётся аккуратно, его не пытаются насильно запихнуть вам в глотку, убеждая что «так надо». В то же время он не превращается в нечто необязательное и ненужное, как в Skyrim. Сюжет вплетён в плоть мира и зовёт к новым берегам, но вокруг всегда есть чем заняться. Только работа по «профилю» ведьмака и поиски сокровищ наверняка отнимут у вас десятки часов. Не говоря уже о «побочных» квестах, которых хватает на досках объявлений или просто в жизни – вы наткнётесь на множество ситуаций и персонажей, требующих вашего участия и ни разу не пожалеете об этом. Запомните – дополнительные сюжеты пропускать нельзя! И не только потому, что вы можете поднять хорошего «хабара» с квестов. Каждый такой сюжет – это отдельная история со своими персонажами и последствиями, которые отразятся на облике мира и которые самым причудливым образом смогут всплыть в будущем. Каким бы простым и примитивным не казался квест поначалу – знайте, что это только затравка, и в дальнейшем вас ждёт двойное или тройное дно. Важный момент – все «побочки» снабжены нормальными роликами, зачастую имеют несколько развилок и никогда не позволят просчитать себя сразу.
CD Projekt RED удалось достичь тонкого баланса между всеми составляющими РПГ-песочницы. Этот мир хочется исследовать, узнавать его интересные места, скрытые от лишних глаз, хочется пробираться в заброшенные руины и читать дневники и письма различных путешественников, чародеев и алхимиков. И этот интерес не пропадает ни через десять, ни через двадцать, ни через шестьдесят часов игры. Он только становится всё более жгучим и толкает на то, чтобы отказаться от сна или парочки домашних дел для того, чтобы провести ещё немного временив окрестностях Новиграда или пробороздить неспокойное море у Скеллиге.
После спорных решений второй части игры и выраженной тенденции в сторону слэшера, разработчики отказались от такого формата. The Witcher 3: Wild Hunt гораздо ближе к первой части, чем ко второй и на наш взгляд это несомненный плюс. Ушли QTE-вставки из боевой системы, зато расширились возможности диалогов (с прокачанными знаками в какие-то моменты натурально можно ощутить себя Оби Ваном, затуманивая головы противникам и собеседникам). «Коридорный» формат локаций также остался во второй части и возвращаться не собирается – две из четырёх локаций сравнялись по размерам со всем игровым миром Skyrim, при этом они таят в себе подземелья, подводные просторы, леса и луга. Добавьте сюда ещё настоящие детективные похождения Геральта – когда порой приходится собирать улики, внимательно изучать раны жертв и места происшествий, чтобы понять, что вообще случилось и против кого выходить на бой. На высоких уровнях сложности правильное определение монстра перед битвой и, как следствие, правильный подбор снаряжения и эликсиров – единственная возможность одержать победу.
Отдельно необходимо упомянуть продемонстрированное разработчиками фантастическое внимание к деталям в The Witcher 3: Wild Hunt. Неважно, разглядываем ли мы убранство таверны или богатого купеческого дома, рассматриваем крестьянку или императора Эмгыра – одежда и аксессуары, бытовые мелочи и внешность, всё сделано настолько потрясающе, что просто невозможно подобрать точных слов. Благодаря этим деталям веришь во всё происходящее, веришь в окружение и ощущаешь себя его частью.
Дизайн персонажей, оружия и брони на высоте. Мистические создания словно прямиком перекочевали из таких шедевров как Silent Hill (присмотритесь внимательно к ведьмам с Кривоуховых топей, да), одежда смотрится аутентичной, а броня и клинки выглядят так, как должны – это то от чего зависит жизнь воина, предмет обихода, а не объект для «косплея». Исключение составляет только новиградская Инквизиция со своими модными плащами и некоторыми элементами, отсылающими к БДСМ-субкультуре, но тут можно рассмотреть тонкий троллинг и провести некоторые параллели с одной игрой… Впрочем, выводы пусть каждый делает самостоятельно.
Технический уровень несколько хуже геймплейного, но ситуация далеко не критическая, а оперативные патчи исправляют проблемы порой даже раньше, чем их замечает большинство игроков. Картинка выглядит фантастически для РПГ-песочниц – ни в одной из них такого уровня изображения попросту не было. Любоваться закатами или рассветами, вспышками молний или просто синими небом можно бесконечно. А если включить все задействованные технологии и выкрутить графику на «ультра» - вы наверняка застынете от восторга. ПК-версия, кстати, на голову выше любой из консолей. Проблемы есть – в некоторых квестах не срабатывают скрипты, текстуры порой наслаиваются друг на друга и прочие недочёты, в общем, по мелочи, но картины они не портят. После таких проектов как Assassin's Creed Unity или Watch Dogs публика начала гораздо лояльнее относится к действительно небольшим багам, не влияющим на игровой процесс.
Итог:
The Witcher 3: Wild Hunt – это эталон РПГ и РПГ-песочниц на сегодняшний день. В олдскульных изометрических играх, у которых сейчас наблюдается «ренессанс» есть своя изюминка, но вот размаха не хватает. Pillars of Eternity, например – отличная игра со своей харизмой и шармом, но с Ведьмаком они в совершенно разных весовых категориях, как по качеству повествования, так и по объёму контента. Dragon Age: Inquisition очень повезло, что поляки решили перенести релиз и дали канадцам «отстреляться» по рынку. Выйди эти игры одновременно, и стало бы понятно, кто теперь задаёт тон в жанре РПГ. Сами CD Projekt RED уже делят историю своей студии на время до выхода The Witcher 3: Wild Hunt и после него.