Обозревать любую игру из серии Mortal Kombat, вышедшую в последние годы довольно сложно. Сложность заключается, прежде всего, в том, как относиться к каждому конкретному эпизоду. В своё время «Смертельная битва» была настолько популярна, что кассеты с фильмом или картриджи с игрой встречались буквально в каждом доме и найти незнакомого с сеттингом было просто невозможно. Персонажи игры вышли за пределы файтинга и стали объектами анекдотов, школьной мифологии, раздёргались на цитаты. Так длилось без малого десятилетие – после чего вся франшиза словно ушла в анабиоз – проходные части, самокопирование, отсутствии нормального финансирования. Казалось, что закат Mortal Kombat близок, а всё что мы наблюдаем – лишь агония. Всё изменилось в 2011 году, когда появился мощный, яркий и стильный Mortal Kombat IX. Вернувший смысл и атмосферу угасавшей франшизе – мощное графическое сопровождение, запредельная жестокость, показанная со смаком, льющаяся кровища, кинематографические вставки X-Ray и Fatality. Начался ренессанс, однако в воздухе повис невысказанный вопрос – это случайность или тенденция? «Нечаянное чудо» или курс на планомерное, мощное развитие популярной игровой франшизы и безоблачное будущее? Вышла Mortal Kombat X и знаете что? Вопрос до сих пор остался без ответа. Забегая вперёд можно сказать, что игра получилась крайне неоднозначной, но самое главное – всё ещё не понятно, куда её занесёт противоборство маркетологов и разработчиков. А в том, что оно есть, можно не сомневаться.
Какой аспект игры не возьми – везде заметно противостояние «отдела продаж» и разработчиков. Например, сюжет и персонажи. Понятно, что сюжет в файтинге – это даже не сюжет в порно. Просто фон для развесёлого мордобоя. Но Mortal Kombat X местами смотрится настолько абсурдно и настолько презирает здравый смысл, что становится неловко. Действие происходит через двадцать пять лет после событий предыдущей части – и сделано это отнюдь не для того чтобы рассказать увлекательную историю. Это необходимо для того, чтобы отправить часть заслуженных ветеранов серии на пенсию и дополнить список участников «свежей кровью». Было бы неплохо, если бы не две вещи. Первое – многие «новые» бойцы являются калькой с уже известных. В лучшем случае, как с дочерью Джонни Кейджа, нам предложат компиляцию боевых приёмов – этот персонаж оставляет стойкое «дежа вю», при том, что не копирует какого-либо одного игрока из ранее виденных публикой. Второе «но» - это кроссоверы и платные «паки». В Mortal Kombat IX была своя «специально приглашённая» звезда – мистер Фредди Крюгер. И это выглядело необычно, забавно и вызывало лёгкую улыбку. Здесь же появился и Хищник, и серийный убийца из «Пятницы 13ое» и поговаривают о том, что это ещё не предел. При том, что оба персонажа – платные дополнения, которые необходимо покупать за реальные деньги. Вообще, учитывая беду с новыми персонажами и отсутствием ряда ключевых «старичков» накатывает грусть – ты понимаешь, что покупал Mortal Kombat X и вроде он у тебя в руках – но остаётся ощущение, словно тебя обманули. Словно в пиццу позабыли добавить солидную порцию сыра. Есть можно, но как-то без особого энтузиазма. Причины такого хода понятны – наверняка нас ожидает какой-нибудь Ultimate Classic Pack с любимыми персонажами по смехотворной цене в $9.99.
Второй аспект игры – собственно геймплей. И это проблема. Довольно серьёзная. Разработчики снизили «порог вхождения» и теперь зубодробительный, сложный файтинг постепенно уходит в прошлое. Страшного не случилось – профессионалы по-прежнему доминируют над новичками, но теперь казуалам стало намного проще. А особо шустрые, ухитряющиеся нажимать на кнопки с огромной скоростью могут и забить матёрого специалиста по виртуальному рукопашному бою исключительно за счёт напора и того, что практически любая случайная комбинация клавиш ведёт к какому-нибудь специальному приёму. Для зрелищности и «свежести» арены сделали интерактивными – и речь не только об использовании подручного инвентаря в качестве импровизированного оружия. Речь пойдёт о том, что, например можно использовать лиану, для того чтобы быстро «подлететь к врагу», метнуть бревно и прибить противника к нему следующим быстрым ударом. Битвы с казуалами, вообще порой превращаются в сражения а-ля Джеки Чан – приходится попотеть, чтобы избежать потока разнообразного хлама, летящего в вашу сторону. Но самое неприятное: «простые фаталити», которые доступны за деньги.
Fatality всегда были одной из «фишек» серии. В них был свой шик и свой шарм. Уметь их делать означало принадлежность к некоему «закрытому клубу» и демонстрировало навык игры вашим оппонентам. Но в успешной коммерческой игре не место такому разделению – а вдруг клиенты обидятся и не станут тратить свои кровно заработанные? В результате отдел маркетинга «продавил» «простые фаталити». Если вы не умеете делать оригиналы – не беда. За скромную сумму вам станут доступны трёхкнопочные приёмы, которые по зрелищности и жестокости ничем от них не будут отличаться. Вообще игра буквально набита предложениями потратить деньги. Нет, до навязчивой рекламы и баннеров в разных местах во время боя дело ещё не дошло, но всё очень недалеко от этого. Платные персонажи, платные скины, платные приёмы и фаталити. Так недалеко до того чтобы сразу оплачивать победу в бою. Донат ненавязчивый – но без него вы явно будете чувствовать себя обделённым. При этом разработчики нарушили одно из правил «хорошего» доната – либо деньги, либо время. В игре есть контент, который доступен исключительно за реальные деньги и никак иначе. Если платить не хотите – придётся довольствоваться тем, что дают. В этом плане, как и в «казуализации» отдел маркетинга одержал уверенную победу.
Набор сетевых развлечений для файтинга стандартен – соло сражения, групповые бои, обновление «битвы Башни» и режим «Царь горы». С этой стороны Mortal Kombat X можно охарактеризовать как «стандартный». Ни хорошо и не плохо, есть чем заняться, но нет ничего, что бы приковало взгляд и не отпускало до самого последнего момента. А вот с технической реализацией сетевого сервиса игра подкачала – до сих пор у многих есть проблемы с авторизацией, соединением и устойчивостью связи. Поэтому, самое главное развлечение, которое можно порекомендовать совершенно искренне – собраться с друзьями перед телевизором с хорошей диагональю и отдаться во власть бессмысленного и прекрасного мордобоя. Тем более, что с графической стороны игра похорошела просто неимоверно – мрачная, стильная картинка, «сочные» арены и специальные приёмы, отличная анимация. В общем, смотришь и радуешься.
Итог:
Mortal Kombat X получилась очень неоднозначной. Хороша технически и атмосферно, плоха в сетевых режимах и откровенно раздражает завуалированными требованиями «просто задонатить». А ещё, но вполне возможно, что это личное, она показалась… стерильной. Словно из игры потерялось что-то неуловимое, делавшее этот файтинг чем-то особенным. Просто очередной Mortal Kombat, без особых изысков и огрех. Просто файтинг ААА-класса для массового потребителя.