Рыцарь – фигура одиозная, если смотреть в разрезе современной массовой культуры. Как и любой объект в этой культуре, он имеет мало общего со своим историческим прототипом и скорее отвечает ожиданием публики, чем объективной исторической реальности. Что поделать – массовая культура ориентируется на публику, её задача – произвести такой продукт, который будут потреблять, который не станет вступать в конфронтацию с ожиданием зрителей. И компьютерные игры, которые являются таким же жанром массовой культуры как и кино не стали исключением.
Для начала, сделаем небольшой экскурс в историю. Рыцарь, прежде всего, это представитель специализированной касты воинов. Аристократия вышла именно из воинской среды и ещё до превращение в дворянство, занималась основным делом для себя – войной. То есть аристократ с детства готовился сражаться и к определённому возрасту подходил подготовленным к боевым действиям в разы лучше, чем среднестатистический крестьянин или горожанин. Оружие, экипировка, обучение. Главной задачей рыцарства была война – и именно на эту задачу работали остальные слои общества покрывая нужды военной аристократии. «Рождённый сражаться не жнёт и не пашет, хватает иных забот» - в этой поэтической цитате наглядно укладывается вся нехитрая философия рыцарского сословия. Постепенно, с развитием общества и цивилизации, быт рыцарей изменялся, появлялось время не только для сражений – а умные правители старались фигуру рыцаря идеализировать, прививая добродетели, которые сейчас тиражируются массовой культурой. Честь, достоинство, культ куртуазной любви, стихосложение… Всё это можно отнести к рыцарству лишь условно. Всё это – черты идеального, возвышенного образа рыцаря, который сформировался гораздо позже реально существовавших представителей этой общественной прослойки, ориентировочно в XVIII-XIX веках. Романтизм, как литературное течение, зарождался, опираясь именно на рыцарские романы, например Томаса Мэллори.
Реальность была куда прозаичнее. Рыцарь – это тяжеловооруженный конный всадник, с сопутствующей обслугой, в которую входит большое число самого разнообразного народа. В Высоком и Позднем Средневековье число обслуги рыцаря колебалось между 60 и 120 людьми – обоз, бронники, слуги, воины более низкого ранга, оруженосцы. Всю эту ораву необходимо было содержать, чем рыцари и занимались, выколачивая налоги со своих земель и нещадно обирая крестьян, которые попадались им на пути. Некоторые не гнушались откровенным разбоем в своих землях, устраивая так называемый «дорожный сбор» с купцов и прочих проезжих людей. Доблесть рыцаря измерялась пот количеству побед, трофеев и выкупов, которые он смог собрать за свою жизнь. Но реальность мало кого интересует, особенно широкие публичные массы. Компьютерные игры также не особо жалуют реалистичных рыцарей, придерживаясь, в основном, достаточно возвышенных идеалов и романтического взгляда на вещи. Но главное, что интересует разработчиков и аудиторию в компьютерных играх, в которых есть рыцари – конечно же, сражения, как конные, так и пешие. А этого добра современная игровая промышленность произвела немало. Мы постараемся рассказать об играх, которые не занимаются идеализацией образа – таких не очень много, но они, как правило, весьма интересны, поскольку стараются уйти от штампов и привычных образов.
Если взглянуть в ретроспективе и сосредоточится на реальном отображении средневекового быта и роли рыцарей в средневековой жизни, нельзя пройти мимо серии Stronghold. На данный момент серия состоит из восьми игр, последняя из которых вышла 23 сентября 2014 года, а первая – 21 октября 2001. Все тринадцать лет развития игры предлагают нам роль феодального лорда, которому необходимо привести свои земли к процветанию. Через экономическое доминирование, интриги и, конечно же, сражения. В стратегической серии большой упор сделан на производственные цепочки – необходимо налаживать сельское хозяйство и производство предметов быта, оружия и доспехов. Рыцари здесь выступают в роли мощной боевой единицы, которая может натворить серьёзных дел на поле боя. Также широко представлены рыцарские ордена, например Тамплиеры – отличие от обычного рыцарства в лучшей дисциплине и повышенных боевых качествах. В целом игра даёт схематичное, но подробное представление о реалиях средневековья и наглядно показывает некоторые моменты, не отражённые в массовой культуре.
Ещё один общий взгляд и роль средневекового правителя предлагает Medieval 2: Total War. Здесь можно возглавить большое количество народов и построить собственную империю. В контексте этой игры рыцари представлены именно теми, кем должны быть – прослойкой военной аристократии, несокрушимым валом тяжёлой конницы на поле боя. Что примечательно – рыцарями здесь можно назвать исключительно воинов и полководцев – интригами и дипломатией занимаются совсем другие люди. Рыцарство Medieval 2: Total War сконцентрировано на войне, как это и было в реальности. Отличие от игр предыдущей серии – масштаб. Если вы хотите поучаствовать в многотысячных сражениях и понаблюдать, как работают те или иные социальные механизмы средневековья - Medieval 2: Total War отлично подойдёт для первого знакомства. Отдельного упоминания заслуживают региональные кампании это игры – Иерусалим, Прибалтика, Британские Острова. Вы наглядно сможете понять, чем отличался рыцарь Тевтонского ордена от тамплиера и понять, почему британские аристократы – отдельная каста.
Самой подробной и отличной от общепринятого взгляда на рыцарские штампы является Crusaders Kings 2. Это даже не стратегия – это, скорее, симулятор жизни средневековой аристократической династии. Вам необходимо хорошенько постараться, чтобы создать жизнеспособный дворянский дом. Каждый персонаж (коих в игре десятки тысяч) отдельная личность, со своими стремлениями, талантами и недостатками. Есть рыцари, чтущие кодекс чести и поощряющие благородные забавы вроде соколиной охоты, есть жестокие садисты, есть яростные воины. Хватает всех и игра отлично даёт понять, что рыцарство и средневековое общество – это многогранный живой организм, функционирующий по своим законам и сильно отличающийся от устоявшихся кинематографических и книжных штампов.
Для тех, кто предпочитает погружаться в процесс самостоятельно и рубится в первых рядах – можно порекомендовать Mount and Blade с дополнениями, модификациями и расширениями. Вы можете взять на себя роль обедневшего странствующего рыцаря из небогатого рода (или ещё десяток вариантов происхождения) и прочувствовать, как строилась карьера в Средневековье. При определённой доле везения вы вполне можете стать самостоятельным правителем или занять высокий пост. Правда для этого придётся изрядно постараться. Собрать под свои знамёна людей, создать жизнеспособный отряд и набрать репутацию, победить в десятке-другом турниров. В общем, у рыцаря была насыщенная различными приключениями жизнь, в которой нет места обычным пахотным заботам крестьянина или горожанина.
Наконец, всем кто хочет хорошенько прочувствовать атмосферу сражений и общения можно попытать счастья в War of the Roses. Игра отличается монструозной системой боёвки – с учётом уязвимых точек доспехов, законов физики, инерции, траектории удара. Дробящее оружие значительно отличается от колющего, конный рыцарь действительно страшный соперник, а живые люди в качество противников добавляют в игру адреналина. Но в плане быта и прочего проект не блещет. Здесь можно действительно ощутить прелести боевой стороны жизни рыцаря, бытовая же останется словно за кадром.
Для тех, кто любит артурианскую эпоху и очарован рассказами о рыцарях Круглого Стола King Arthur: The Role-Playing Wargame станет настоящим подарком. Здесь вы сможете погрузиться в противостояние светлых и тёмных сил в душе рыцаря, узреть наглядно борьбу христианства и язычества, понять, что двигало теми или иными поступками рыцаря той эпохи, да и кем он вообще был, чем его психология отличалась от современного человека. Как результат вы сможете привести своё королевство либо к языческому союзу с мистическими племенами, либо к христианскому миру. Выбор остаётся за вами, как не крути. Старые Боги или Христос – решать вам и не всегда этот выбор будет лёгким.