Общеизвестно, что в дошкольном возрасте главенствующее место в развитии ребенка занимают игры, поэтому к планированию сюжетно-ролевой игры в ДОУ следует относить с особой тщательностью. В этих играх дети познают окружающий мир, они тренируют их память, воображение и логику. Не каждая игры принесет пользу ребенку. Нужно четко спланировать последовательность действий, определить, какие дополнительные ресурсы вам понадобятся, на чем следует сделать особый акцент, как заинтересовать детей. Вспомните, вы наверняка играли в детском саду в кафетерий, почту или школу. Эти игры стали фундаментом для вхождения в более осознанную школьную жизнь, с ее законами и правилами.
Сюжетно-ролевые игры формируют у дошкольников определенные творческие способности, дают им возможность пофантазировать и вжиться в образ того или иного персонажа, способствуют проявлению артистизма. План развития сюжетно-ролевой игры должен быть составлен таким образом, чтобы вызвать как можно большую заинтересованность у детей, дать им возможность задействовать интеллект, развить воображение и социализироваться. В таких играх дети учатся прежде всего общаться друг с другом, примеряют на себя роли взрослых, моделируют различные жизненные ситуации. Естественно, это все становится возможным только при правильном подходе и удачному планированию этих сюжетно-ролевых игр. Вы должны всецело контролировать ход такой игры и направлять ее в правильное русло, если хотите добиться желаемого результата.
На данный момент существует невероятное количество уже спланированных сюжетно-ролевых игр, но никто не запрещал вам создать собственную. На примере игры «детское кафе» рассмотрим основные этапы планирования сюжетно-ролевой игры в ДОУ. Прежде всего вы должны четко понимать цель и задачи, которые перед вами стоят, в данном конкретном случае – это ознакомление детей с такой институцией как кафе, определенными профессиями и предметами, которые с ним связаны, а также формирование основных норм этикета и вежливого отношения к людям разных профессий. Обязательно нужно подумать о реквизитах, которые вам в этом пригодятся: костюмы, муляжи еды и прочее. В результате такой игры, дети должны иметь представление о том, что такое кафе, получить полезные коммуникативные навыки, научиться действовать сообща и слушать своих партнеров по команде. Вы обязаны будете четко и доступно объяснить деткам сюжет игры. Полезно, если предварительно вы проведете работу с родителями и попросите их, к примеру, сводить детей в кафе, дабы они увидели все воочию. С детьми можно заняться тем, что рисовать деньги, готовить блюда, попутно рассказывая, зачем все это нужно и как это обычно происходит. Не забывайте, что вы должны играть в процессе второстепенную роль, лишь наталкивая детей на определенные ситуации, а также их решения. Планирование сюжетно-ролевой игры не может обойтись без заключительного этапа, а именно подведения итогов того, как эта игра прошла. Стоит обязательно обсудить это с детьми, а также сделать выводы об их игровых умениях.