Наверх
все игры новости обзоры аналитика гайды видео база игр топ форум добавить игру реклама
Игры.ру / Аналитика /
День строителя: градостроительные симуляторы – взлёты и падения

День строителя: градостроительные симуляторы – взлёты и падения

Вообще градостроительство – это одно из довольно древних направлений компьютерных развлечений. Оно имеет обширные «родственные связи» сразу с многими жанрами – со стратегиями, разнообразными экономическими симуляторами, играми о менеджменте и даже с РПГ. Зародились градостроительные симуляторы отнюдь не с появлением серии SimCity, как могут решить многие. Удивительно, но впервые основные принципы подобных игр были сформированы в 1968 году в проекте Hamurabi, в котором приходилось развивать собственное поселение, принимать решения по формированию городских запасов, выстраивать экономику и следить за тем, чтобы город функционировал, как единый механизм, без перебоев. Собственно градосимуляторы сегодня – это детализированные до крайности локальные стратегические игры, которые предлагают сосредоточиться на подробном управлении отдельного населённого пункта (или агломерации из нескольких городов), лишённые какой-либо боевой составляющей. В основном интересы игрока лежат в области экономического развития, экологии, городского планирования и борьбы с преступностью и безработицей.

Классический вид этого жанра окончательно сформировался и закрепился в бестселлере SimCity, который положил начало франшизе игр, считавшихся самыми подробными, детальными и увлекательными на поприще градостроительных симуляторов. О серии мы расскажем ниже, а здесь хотелось бы упомянуть, что на данный момент жанр если не находится в упадке, то пребывает в «спящем» состоянии. Большинство серий либо отошли от «чистого» градостроительства, либо вовсе превратились в казуальные стратегии, лишённые той глубины и гибкого геймплея, присущего, например SimCity 4 или Caesar 3. Остаётся одна надежда на «молодых и бойких» новичков вроде Cities: Skylines, которые демонстрируют отличные результаты, но не лишены недостатков. Мы предлагаем сосредоточиться на лучших представителях жанра, которые сохраняют сплочённое сообщество фанатов, несмотря ни на что. В жанре градостроительных симуляторов есть несколько серий, которые и представляют жанр в целом. Мы постараемся рассказать о каждой.

День строителя: градостроительные симуляторы – взлёты и падения

Начать необходимо с уже упоминавшийся SimCity. Законодатель моды в области градостроительных игр, франшиза, которая представляла уникальный геймплей и позволяла создать в своих рамках настоящий мегаполис, который, при грамотном планировании, мог жить и вовсе без вмешательства игрока, подчиняясь своей внутренней логике и законам. История начинается с SimCity 1989 года – примитивная графика, но огромные возможности. Игра не имела определённой цели и позволяла развиваться практически бесконечно. Став хитом, пережив выпуск на всех популярных платформах, она заложила фундамент популярности для всей франшизы.

Продолжение не заставило себя долго ждать – в 1994 году выходит SimCity 2000. Игра принесла новое направление развития жанра – детализированную картинку, которая позволяла бы следить за жизнью города. Игрок по-прежнему не имел возможности строить здания непосредственно – он только размечал зоны, в которых могли располагаться строения трёх разных типов – жилые, промышленные и коммерческие. Игра снова снискала успех у публики, после чего авторы взялись за качественное усовершенствование своего проекта и в 1999 году представили SimCity 3000. Детализирование графики шагнуло на новый уровень – теперь это визитная карточка серии, которая позволяет вам наблюдать за жизнью «своего» города во всех подробностях. В игре впервые была реализована система советников – компьютерных персонажей, которые подсказывают правильные шаги в развитии, намекают на проблемы и указывают на ошибки. Также проект мог похвастать новостной лентой, сообщающей о том, что происходит в городе, огромным количеством архитектурных достопримечательностей (они использовались для развития туризма), усовершенствованной механикой взаимодействия разных типов зданий. Добавлены стихийные бедствия и последствия от них.

День строителя: градостроительные симуляторы – взлёты и падения

В 2003 году выходит SimCity 4 и дополнение SimCity 4: Rush Hour, которые справедливо считаются венцом развития градостроительных симуляторов. Увлекательная подробная механика, зонирование, огромный набор инструментов для терраформирования, сотни тысяч отдельных жителей – каждый со своей биографией и мыслями, великолепная реализация транспорта в игре (как общественного, так и личного).

После успеха SimCity 4 и дополнения SimCity 4: Rush Hour сказать что-то новое в жанре было проблемно. Авторы начинают экспериментировать – в 2007 выходит SimCity Societies, сфокусированная на отношениях социальных групп (при этом обладающая странной графикой, обрезанной и упрощённой механикой и огромным количеством других недочётов), а в 2013 – SimCity 2013. Последняя игра являлась полным провалом – она навязывала игрокам необходимость социализации через сторонние сервисы, не давала простора для творчества, обладала упрощённой механикой и являлась градостроительным симулятором лишь формально. Сейчас будущее серии неизвестно.

День строителя: градостроительные симуляторы – взлёты и падения

Если франшиза SimCity – это практически идеальная игра о жизни современного города, то City Building Series от Impressions Games и Tilted Mill Entertainment подкупают другим – колоритом различных эпох и времён. Авторы не стали соперничать с SimCity на «современном» поле и ушли в древние постройки – они воплотили возможность управлять величайшими городами древних Китая (Emperor: Rise of the Middle Kingdom), Греции (Zeus: Master of Olympus, Poseidon: Master of Atlantis), Римской Империи (Caesar, Caesar 2, Caesar 3, Caesar 4) и Египта (Pharaoh, Cleopatra, Children of the Nile). Добротная рисовка, отличное воплощение производственных цепочек, отличная атмосфера. К сожалению, серия в какой-то момент стала заниматься самокопированием, новых идей было всё меньше и меньше и её популярность сошла на нет.

После затухания SimCity в жанре воцарилось затишье и современные «чистые» градостроительные симуляторы были представлены исключительно серией Cities XL. Всего она насчитывает 5 игр, выпущенных с 2006 года по настоящее время: City Life, Cities XL, Cities XL 2011, Cities XL 2012, Cities XL Platinum. Эту серию отличает достаточно глубокий геймплей и сосредоточенность на отношениях социальных групп населения города – от неквалифицированных рабочих, до так называемой элиты. Во многом игры франшизы копируют SimCity, однако в игре хватает свежих идей и их отличной реализации. Впрочем, последняя игра, выпущенная на данный момент, страдает от технических недоработок и откровенного копирования контента из предыдущих игр.

День строителя: градостроительные симуляторы – взлёты и падения

Как видим, к 2015 году в жанре сложилась удручающая ситуация. Кроме упомянутых серий достаточно успешно себя чувствовали франшизы вроде Anno 2070 и The Settlers, которые можно отнести к градостроительным симуляторам лишь условно, да серии со своим уникальным колоритом, вроде Tropico, предлагающие в разных играх попробовать себя в роли руководителя острова пиратов или латиноамериканского диктатора. Казалось, что качественных градостроительных симуляторов уже не появится.

Однако, вся изменилось с выходом Cities: Skylines в 2015 году. Мы уже подробно рассказывали об этой игре в нашем обзоре, так что остаётся просто подчеркнуть, что этот проект – сочетание лучшего, что имеют в себе градостроительные симуляторы, в обёртке из современных технологий. Авторам удалось воссоздать атмосферу и механику SimCity 4, использовать свои оригинальные идеи и представить для игроков надежду целого жанра.

Смотрите также