Наверх
Проект продается, контакт: [email protected]
все игры все статьи новости подборки обзоры аналитика видео база игр топ реклама
Игры.ру / Аналитика /
CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

08.06.2015
arizel
1045

Судьба разработчиков, которые вписали свои имена в «зал славы» компьютерных игр, которые задали новую планку всему жанру РПГ и создали фактически шедевр игровой индустрии последних пяти лет, судьба компании CD Projekt RED началась на… крупнейшей польской толкучке, которая возникла вместо Стадиона Десятилетия в Варшаве. Именно там Марчин Ивиньский и Михал Кичиньский зарабатывали свои первые деньги и именно там они начали свой путь, который привёл амбициозных поляков к The Witcher 3: Wild Hunt и сделал их миллионерами.

Рынок игр в Польше того времени не регулировался и был интересен очень малому количеству людей – тогдашние бизнесмены предпочитали работать с другими активами, а из компьютерной сферы их интересовала только поставка комплектующих. Софт и игры были поголовно пиратскими, ни о какой цивилизованной дистрибуции речи не шло. Да, польским игроделам тогда приходилось заниматься бизнесом, который позже назовут пиратством – но альтернатив попросту не было. Примерно до 1994 года, когда власти Польши приняли закон о защите авторских прав, а в стране открылся филиал Business Software Alliance. Уловив тенденции и оценив масштабы полицейских рейдов по рынкам поляки поняли – необходимо переводить свой бизнес в иной формат и отказываться от контрафакта. Посовещавшись, друзья решили взять на себя роль первопроходцев и идеологов легальной продукции в сфере софта и компьютерных игр - Марчин Ивиньский продал земельный участок, который достался ему по наследству за 10 тысяч долларов, Михал Кичиньский собрал для будущей компании первый компьютер и партнёры зарегистрировали компанию CD Projekt (CD Projekt RED – это игровое подразделение холдинга). Начался первый этап жизни компании – они занимались цифровой дистрибуцией. Дело пошло споро – довольно быстро удалось связаться с представителями Blizzard и Interplay, убедив их в перспективности польского рынка. Впрочем, на первом своём проекте – польском издании Diablo друзья едва не прогорели. Проект просто окупил себя, не принеся значительной прибыли.

CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

После спорного проекта польской локализации Diablo было решено кардинально поменять всю стратегию развития и продвижения на рынке, чтобы достойно конкурировать с бывшими коллегами – пиратами со стадиона Десятилетия. Локализация Baldur’s Gate, начатая в 1999 году была рассчитана на продажу 3 000 копий, но благодаря правильному подходу и умелому управлению в первый же день продажи составили 18 000 дисков. Нет ничего удивительного в таком успехе – поляки привлекли популярных актёров, текст был вычитан и переведён профессиональными филологами, а цена на коробку с диском сознательно была опущена до пиратского уровня. Baldur’s Gate разошлась тиражом в 150 000 дисков, что для Польши 1999 года – прекрасный результат. Придерживаясь принципов, озвученных выше, CD Projekt начали отвоёвывать рынок у торговцев контрафактом и за несколько лет стали самым серьёзным национальным игроком на этом направлении.

CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

В 2002 году поляки решили заняться, наконец, тем, о чём втайне мечтали с самого начала существования своей компании – разработкой игр. На тот момент у них имелось всё для хорошего старта в этой области – связи с издательствами и разработчиками, сеть собственных магазинов дисков, опыт в маркетинге и продвижении, а также скопленный начальный капитал. Первым проектом CD Projekt RED должен был стать порт Baldur’s Gate: Dark Alliance с консолей на ПК, правообладатель поддержал идею, но затея не выгорела – у Interplay началась «чёрная полоса» и студии стало не до сторонних команд. Крепко задумавшись, поляки решили, что имеющиеся наработки нельзя просто взять и перечеркнуть. И они захотели создать собственную игру – The Witcher.

CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

Как признаются сами девелоперы, альтернатив у них просто не было – они хотели рассказать яркую историю, создать необычный мир и увлечь игроков персонажами. При этом они проявили себя истинными патриотами – сеттинг хотелось сделать с национальным колоритом. И выбор пал на книги Анджея Сапковского, которые были очень популярны как в Польше, так и за её пределами – помимо всех перечисленных преимуществ они сразу же увеличивали число заинтересованных в игре людей до значительного количества.

Права на франшизу получилось добыть относительно легко – сага о ведьмаке Геральте до этого времени заинтересовала только компанию Metropolis Software, но эти разработчики так и не смогли довести до ума игру, анонсировав её в 1997 году.

Работа над проектом шла не без трудностей – компании приходилось напрягать все имеющиеся силы и мобилизовать все ресурсы для производства игры. Ведь уже тогда разработчики хотели создать большой мир и свободу выбора, влияющую на сюжет. Сказался широкий круг знакомств основателей компании – ролики для игры, к примеру, делала команда Platige Image, которой руководил номинант на премию «Оскар» Томек Багинский. Все понимали, насколько высоки были ставки – игра просто не имела шанса на провал, иначе она разорила бы компанию полностью. В 2007 году The Witcher вышла в свет, и публика восхищённо охнула – полякам удалось превратить устаревший на тот момент движок в нечто совершенно прекрасное, продемонстрировать захватывающий сюжет, познакомить с колоритными персонажами и увлечь миром игры сотни тысяч геймеров по всей планете.

CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

Несмотря на успех, без трудностей не обошлось – и они пришли с той стороны, откуда их не ждали. Издатель Atari играл откровенно нечестно, пытаясь поглотить польскую студию, а с ней – и права на франшизу, в которой они наверняка увидели огромный потенциал. Сначала ушлые дельцы из Atari пытались навязать контракт, который предусматривал передачу части прав им и давал рычаги для давления на команду CD Projekt RED. После того как эта затея не выгорела, они предложили создать порт Ведьмака для консолей, найдя разработчиков под эту задачу – французов из WideScreen Games. Поляки едва не попались, согласившись нести ответственность за работу этой команды - французы не были настроены на продуктивное сотрудничество. Работа с ними вылилась в бесконечные совещания и консультации, а бюджет тем временем стремительно исчезал непонятно куда. CD Projekt RED попытались отказаться от проекта, но Atari потребовали деньги обратно – пришлось пообещать им эксклюзивные права на распространение The Witcher 2 в США.

CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

Несмотря на все трудности CD Projekt RED продолжили нелёгкий путь независимых разработчиков. Финансовый кризис 2008 года едва не стоил компании всего – пришлось закрыть ряд филиалов и сократить число сотрудников почти в два раза, урезать свои планы относительно масштабов продолжения игры - The Witcher 2: Assassins of Kings получилась скромнее, чем задумывалось изначально, от части контента пришлось отказаться вовсе и изменить игровую механику. Спасла положение сделка с компанией Optimus, благодаря которой удалось выйти на фондовый рынок и получить дополнительные 14 миллионов долларов (к слову, акции CD Projekt RED выросли с того времени почти на 400%). Вторая часть приключений Геральта снова взорвала публику и разошлась рекордными тиражами, сорвав овации в прессе и у игроков. Впереди оставалась заключительная игра трилогии о приключениях седовласого ведьмака.

CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

The Witcher 3: Wild Hunt получилась не точкой в истории, не запятой, а восклицательным знаком. Игра вышла потрясающей и сейчас остаётся на вершинах чартов продаж и рейтингов по всему миру. Она подняла планку в жанре РПГ и «песочницах» настолько высоко, что возникают сомнения в том, что кто-то сможет её хотя бы повторить в ближайшее время. Skyrim и другие легендарные игровые серии с открытым миром остались далеко позади буквально по всем статьям – атмосфера, персонажи, сюжет, квесты, игровая механика – всё это у поляков просто на недосягаемой высоте. Теперь весь мир убедился в том, что они не просто разрабатывают хорошие игры – они создают ролевую классику и эталоны жанра.

Сейчас студия подсчитывает барыши, готовит к выходу большое количество DLC для The Witcher 3: Wild Hunt (в том числе – два сюжетных по 30+ часов геймплея) и работает над своим новым проектом Cyberpunk 2077. О нём известно пока крайне мало, но публика и критики уже застыли в ожидании чего-то не менее грандиозного – от CD Projekt RED ждут только лучших РПГ.

CD Projekt RED: из пиратов в миллионеры

За десять лет существования своей компании Марчин Ивиньский и Михал Кичиньский превратились из торговцев пиратским контрафактом в миллионеров и ведущие фигуры игровой индустрии планетарного масштаба. Они читают лекции о современном бизнесе и разработке компьютерных игр по всей Европе и в США, а за их интервью охотятся ведущие игровые и бизнес-издания. Они прошли большой путь и показали как талант, трудолюбие и желание делать то, что тебе искренне нравится, ведут к успеху.

Игры в статье: Baldur’s Gate Cyberpunk 2077 Diablo Elder Scrolls 5: Skyrim, The The Witcher 3: Wild Hunt Witcher 2: Assassins of Kings, The Witcher, The
article
1446
10
Оставьте ваш комментарий к игре:
0
Содержание
Смотрите также