Rockstar – компания уникальная. И дело даже не в популярности их продуктов, коих (сюрприз-сюрприз) и без серии GTA хватает. Дело в том, что им удалось создать культурное явление, которое приобрело по-настоящему интернациональный характер, стало чем-то особенным, явление, которое уже давно выплеснулось за пределы игрового сообщества и стало причиной как резкого осуждения, так и огромного шквала положительных впечатлений. GTA V ещё задолго до своего выхода была обречена на успех – потому что ничего подобного ни одной другой компании создать не удалось. Grand Theft Auto V на сегодняшний день – это технологический флагман компьютерного рынка, настоящая лаборатория, в которой обкатываются передовые игровые механики и безусловно, событие не только последнего года (для ПК) но и последних двух-трёх лет (для всех остальных платформ). С другой стороны – это безусловный «массовый продукт» рассчитанный на массового же потребителя, со всеми недостатками таких проектов, которые могут обнаружить для себя хардкорные игроки. Обозревать игру такого уровня очень сложно – в ней реализовано просто огромное количество игровых моментов, технологических решений и всего того, что составляет суть современных компьютерных игр. Если вы ищете в обзоре ответ на вопрос «стоит ли играть» - то он однозначно «да». А теперь можно поговорить о том, почему в GTA V нужно играть обязательно даже тем, кто относительно далёк от мира компьютерных развлечений.
Проще всего, обозревая такого мастодонта как этот проект, разделить его на несколько основных составных блоков и высказаться отдельно по каждому из них. Grand Theft Auto V, (по уменьшению важности) состоит из открытого мира, сюжета, персонажей, огромного количества мелочей и технической реализации всего перечисленного. Говорить о каждом из «блоков» можно бесконечно – Rockstar проделали просто огромную работу, как в рамках этой конкретной игры, так и в рамках развития всей франшизы, постоянно оттачивая и улучшая имеющийся у них продукт. Пожалуй, стоит начать с открытого мира игры, так как он служит сценой, на которой разворачиваются основные события, полигоном для развлечения пользователей и просто поставщиком отличных скриншотов и буквально бесконечного потока самых разнообразных развлечений.
Новость первая, печальная. Перед нами не «живой мир». То есть ощущения жизни, в которой персонаж и его проблемы лишь небольшая часть – нет. С другой стороны, а так ли это необходимо? Открытый мир GTA V это огромная, вылизанная до мелочей и подготовленная для игрока сцена, которая даёт такое количество геймплейных возможностей, что голова поначалу идёт кругом. В распоряжении игрока – огромный мегаполис, заполненный толпами народа, с потоками траффика, в котором не протолкнуться от увеселительных заведений, магазинов и бутиков. За пределами города – просто бесконечные песчаные равнины, по которым бродит различная живность, усыпанные буйной растительностью и соответствующей инфраструктурой. Люди на этой сцене ведут себя сносно – они бродят по улицам, ездят в транспорте, выполняют определённые рабочие задачи. Нет, если присмотреться, станет понятно, что у «ботов» нет особого распорядка дня, некоторые генерируются просто «на лету», большая часть строений недоступна и закрыта для посещения. Но вы вряд ли будете долго наблюдать за происходящим, проносясь в своём новеньком оттюнингованном суперкаре, делая скриншоты грозы или песчаной бури, ныряя с аквалангом или прыгая с парашютом. Какая разница, чем занят безымянный человечек, мелькнувший пять минут назад справа по курсу? Гораздо важнее добраться до тату-салона, чтобы нанести на тело персонажа очередное художество или прикупить себе парочку объектов недвижимости. На худой конец – навешать на свой любимый «ствол» парочку прибамбасов, которые позволят не только стрелять точнее, но и сделать эффектные скриншоты. Несмотря на то, что мир «мёртвый» он уверенно притворяется живым, делая это ярко, с выдумкой и с полной самоотдачей. Всё равно за перипетиями судеб трёх героев этого особенно не замечаешь.
Сюжет в GTA V однозначно удался. Вся игра воспринимается как просмотр остросюжетного сериала вроде «Во все тяжкие» или «Белый воротничок». Запутанная история, в которой сплелись ограбления, продажные полицейские и ФБР, ЦРУ, звёзды шоу-бизнеса, наркотики, стрельба, личные взаимоотношения и ещё огромная куча других моментов, хватает вас и держит, не собираясь отпускать до финальных титров. Вам придётся вникнуть в особенности национального самосознания современных негритянских гетто, узнать тонкости торговли кокаином, понять, почему планирование ограблений важнее безупречного исполнения, а также увидеть, что из себя представляет обычное немотивированное бытовое насилие. Сюжет имеет огромное количество отсылок к современной культуре – но именно отсылок, а не слепого копирования. Фирменный стиль Rockstar – это гротеск, острая социальная сатира, едкие диалоги и просто невероятное количество захватывающих моментов. В Grand Theft Auto V удачно сплелись и чёрный юмор, и серьёзные моральные дилеммы и кризис среднего возраста. В эволюционном плане компания очень далеко ушла от своих ранних игр – они сознательно отказались от излишне бредовых моментов и выработали уникальный сюжетный коктейль, в котором крайне комфортно чувствуют себя сразу три игровых персонажа.
Многие игровые издания скептически высказывались относительно решения заменить одного героя сразу тремя. Но Rockstar сделали это настолько мастерски, что возможность переключения между Майклом, Тревором и Франклином воспринимается совершенно органично и необходимо. Каждый из них предлагает не только свой характер и собственный взгляд на происходящие события – каждый из них обладает уникальным набором развлечений побочных миссий и объектов, с которыми может взаимодействовать на карте. Ещё одна функция, которую несут в себе персонажи – привлечение разных целевых аудиторий. Майкл заинтересует игроков в возрасте около 30ти – постоянные семейные дрязги, скука ушедшего на покой грабителя и уныние благополучной жизни найдут отклик в сердцах «олдфагов». Франклин – «замануха» для «реальных пацанов» «с района», которые до сих пор с ума сходят по «гангста»-культуре. Тревор – это однозначная «завлекалка» для тех, кто любит и ценит немотивированное насилие, интересуется особенностями быта «винтовых» наркоманов и вообще склонен к социопатии. Умелый манипулятор, мастер психологического давления, страдающий вспышками немотивированного насилия – он бы мог создать собственную тоталитарную секту, если бы захотел. Именно за него весело и комфортно творить различного рода «беспредел». Каждый персонаж отличается от другого и каждый может проводить время на свой вкус, благо таких возможностей просто огромное количество.
О мелочах игры можно написать не один трактат. Реализованная на «отлично» физика машин, наличие действительного заднего и «полного» привода, лужи от дождя, которые появляются постепенно на поверхностях, одежда, которая взмокает после пробежки, пыль на машинах, водная поверхность как на картинах Айвазовского – всё это даже не десятая часть особенностей. В Лос-Сантосе всегда есть чем заняться – сыграть в гольф, сходить в кино, погонять на машинах, водных скутерах или даже самолётах. Метро, в которое ни разу не нужно спускаться по сюжету, имеющее все необходимые атрибуты – передвижной состав, проработанные станции, расписание. Бутики с услужливым персоналом и прохожие, которые начинают фотографировать вашу «оттюнингованную» машину на улице. Как раз тот самый случай, когда проще один раз увидеть, чем читать об этом. Тем более что с технической стороны игра вышла крайне удачной.
Если говорить о ПК-версии, то время ожидания и все переносы оказались не напрасными – Rockstar удалось достичь просто прекрасной оптимизации. Игра показывает отличный уровень картинки даже на средних компьютерах, опережая наголову любую из известных на данный момент песочниц (о неудачниках вроде AC Unity и вспоминать не хочется). Крайне демократичные рекомендуемые настройки и «минималки» которые попадают процентов эдак в 60% современных конфигураций.
Если говорить о недостатках игры, надо помнить: GTA V – это массовый продукт. Он не скрывает в себе запредельной геймплейной глубины и не станет причиной «толчка» в развитии геймдизайна. Он предназначен для развлечения – и делает это просто прекрасно, предоставляя возможность каждому найти что-то по душе. И уж тем более он не навязывает однотипные действия, вроде «открытия вышек» как игры Ubisoft. GTA V – это компиляция всего лучшего, что есть в современном геймдеве. Но компиляция достаточно поверхностная, хотя модификации наверняка доведут интересные публике элементы до максимума их возможностей. Сыграть в Grand Theft Auto V стоит ради всего, перечисленного выше – и чтобы не остаться в стороне от культурного явления, которое стало причиной настоящей истерии на момент своего появления.
Итог
Лучшая из имеющихся «песочниц» на всех платформах, немного поверхностная, но прекрасная технически и сюжетно.