Прежде чем приступать к обзору этой игры необходимо задекларировать один факт. Простой, но достаточно печальный. Жанр градостроительных симуляторов пребывает в глубочайшем упадке. За последние двенадцать лет, которые прошли с выхода SimCity 4 публике не было представлено ни одной достойной игры, которая могла бы сочетать в себе глубину механики, богатство возможностей, достойное графическое исполнение и просто увлекать. По сути у SimCity и конкурентов-то достойных не появилось – жутко забалованные и недоделанные Cities XL, не так давно разродившиеся то ли продолжением, то ли аддоном Cities XХL в расчёт можно не брать – они продемонстрировали полное отсутствие собственных идей, убогость исполнения, отвратительную оптимизацию и полное игнорирование ожиданий игроков и прогресса индустрии. SimCity 2013, на которую возлагались большие надежды, получилась отвратительным маркетинговым выкидышем – крошечные участки для строительства городов, «социализация», которая лепилась к месту и не к месту, причудливая система построек и, конечно же, рекламная ложь, которая обещала «супер-зрелище», для отражения которого был необходим постоянный онлайн (как оправдывались разработчики, они собирались сделать уровень симуляции, требовавший для адекватного расчёта усилия кластера суперкомпьютеров в офисе ЕА – это оказалось, мягко говоря, э-э-э… преувеличением). И надежды не было. Никакой. До недавнего времени – 10 марта вышла в свет Cities: Skyline.
Игра привлекла к себе внимание с первых анонсов – издавали её не кто-нибудь, а Paradox, которые съели целый зоопарк различного зверья на стратегических развлечениях и пока не запятнали своей репутации. Во-вторых, авторство проекта принадлежит команде уже отлично показавшей себя в Cities in Motion – игре, которая подарила свежее восприятие такой избитой теме как создание и развитие своей транспортной компании. Любители градостроительных симуляторов затаили дыхание, боясь вспугнуть удачу и, забегая вперёд, можно сказать, что счастье им улыбнулось - Cities: Skyline получилась не просто великолепной. Эта игра лишена множества маркетинговых атавизмов, нацелена на комьюнити, в котором предусмотрено место не только для казуальных домохозяек и она не пытается завлечь вас в социальные сети для нормального игрового процесса. Казалось бы, что для счастья надо? Но создатели Cities: Skyline – очень щедрые ребята. Видимо они тоже устали от того, что нельзя просто открыть игру и сделать мегаполис своей мечты.
Здесь граду быть!
На первый взгляд вас сначала отправляют на совсем небольшой участок землицы (вряд ли больше стартового в SimCity 2013). Но погодите оглашать окрестности гневными комментариями – нужно просто немного подождать и развиться – и тогда выяснится, что окружающие земли можно скупать. Ваш город может быть на всей огромной карте региона – он может занять её полностью. Развиваясь, вы сможете вырастить настоящий мегаполис, а также исполнить мечту любого фаната градостроительных симуляторов – разнести промышленные и жилые зоны так далеко, как это только возможно и связать их, например, железной дорогой, чтобы не загрязнять воздух в местах проживания своего населения.
После того как вы подсоедините будущий великий город к региональной дорожной сети нужно грамотно распорядится имеющимся стартовым участком. Позаботьтесь о зонировании – промышленность отдельно, жилые кварталы отдельно, торговые здания отдельно. Зонирование здесь выполнено максимально дружелюбно и позволяет выбрать несколько вариантов размещения – кому как удобно. Не забудьте о коммуникациях – электричество, водоснабжение, канализация. После первых намёток можно запускать процесс и начинать наблюдать.
Постепенно город будет расти и вам станут доступны новые здания. Причём, вместе с ростом числа населения растут и потребности, сразу во всех сферах. Жители хотят развлекаться и тратить заработанные деньги, им нужна своевременная медицинская помощь, пожарная безопасность и охрана от правонарушителей. После этого они наверняка захотят отправить своих детей в хорошую школу – и потребуют мэра обеспечить такую возможность.
При этом совершенно прекрасно реализована возможность специализации. Механика игры позволяет создавать произвольные районы из кварталов, а уже в рамках районов создавать особенности. Например, вы можете сделать свою промышленность добывающей или перерабатывающей, сможете начать заготовку древесины или развитие сельского хозяйства. Жилые и деловые районы также можно изменить до неузнаваемости – запретите жителям курить в их границах, возьмите на вооружение лозунг «Экономика должна быть экономной» и начните бороться с растратами воды и электроэнергии. У мэра здесь очень широкие полномочия, вплоть до легализации лёгких наркотиков в городской черте.
Cities: Skyline очень остро даёт прочувствовать изменение масштабов города. Чем больше жителей – тем больше проблем. При этом если на ранних этапах не обратить внимания на какую-то мелочь (вроде жалоб на качество воды), то с ростом масштаба эта проблема может превратиться в настоящее бедствие – и город быстро опустеет, жители разбегутся в более уютные места, поминая мэра недобрым словом в социальных сетях.
К слову, социальные сети, а точнее – местный аналог Twitter, являются самым оперативным и правдивым средством для ориентации в текущем положении дел. Горожане обожают сплетничать, откровенно высказывать своё отношение к политике властей и делиться проблемами, надеясь отыскать ответ в публичных обсуждениях. Не пренебрегайте такими сообщениями – они помогут ориентироваться гораздо быстрее, чем любые графики и статистические отчёты.
Рост и развитие
Со временем у мэра в руках оказывается всё больше рычагов, которые позволят формировать облик города. Налоговые инструменты могут привлечь крупных застройщиков и создать районы небоскрёбов или напротив – радовать глаз сельской пасторалью. Каждое здание в игре развивается – даже районы с низкой плотностью застройки со временем видоизменяются от хижин к современным «умным домам» и таунхаусам, рассчитанных на квалифицированных и образованных специалистов. Поэтому внимательно следите за состоянием дел в квартале или промышленной зоне и оперативно выполняйте рекомендации по развитию – чтобы иметь передовую промышленность и современную архитектуру. Помимо эстетического удовольствия «продвинутая» застройка будет приносить больше денег (и наносить меньше вреда окружающей среде).
Растущий город – это увеличение дорожной сети. Следите за протяжённостью маршрутов и загрузкой улиц, разделяйте транспортные потоки – благо игра даёт достаточно возможностей для того, чтобы видеть ситуацию с траффиком. Машины не берутся из ниоткуда и не исчезают никуда – при плохом планировании у вас быстро образуются километровые пробки, город «встанет», товары начинают гнить на складах, а трупы несчастных стариков будет некому забрать на кладбище или в крематорий – ведь катафалки будут стоять в пробках целыми днями. Транспортные развязки здесь – это не просто красивый элемент техногенного пейзажа – это суровая жизненная необходимость. Попробуйте построить неподалёку железнодорожную станцию, выезд из морского порта и аэропорт – титаническая пробка, перерастающая в транспортный коллапс всего города вам гарантирована.
Модификации
Отдельно стоит сказать о пользовательском контенте. Авторы игры сделали всё возможное для того, чтобы пользователи могли самостоятельно создавать контент и модифицировать имеющийся. Редактор карт и объектов, удобный менеджер для загрузок – всё идёт в комплекте. И сообщество очень тепло отреагировало на такой шаг – первая неделя после выхода Cities: Skyline ознаменовалась десятками модов и пользовательских карт в Steam и на специализированных сайтах. Умельцы даже Лос-Сантос из GTA 5 ухитрились воссоздать, практически с идеальной точностью. Да что там – и Готэм с Хельсинки имеются в запасе мододелов. А про всякие косметические изменения (вроде модели советской поликлиники, памятника Ленину или Т34 на постаменте в сквере) и говорить не приходится. Китайцы здесь впереди планеты всей – тамошнее сообщество выдало на-гора сборку из 700 модификаций (правда, очень разного качества – от отличных до совершенно отвратительных по исполнению).
Итог
Если говорить откровенно – игра не идеальна. Есть шероховатости в графике и в поведении населения и траффика (у рецензента лично машины упрямо ехали по одной из шести полос шоссе, отказываясь перестраиваться), и в части игровых условностей. Да и базового контента маловато (но здесь ситуацию полностью исправляет пользовательская активность). Но всё же – за последние 12 лет это первый градостроительный симулятор, в который играть не только интересно, но и приятно. Создайте город с разветвлённой дорожной сетью, уравновесьте промышленность – и можете просто наблюдать за жизнью нарисованных человечков часами (без шуток – наблюдение за движением автомобилей на кольцевой развязке сравнимо с медитацией). Игра отличается качеством и любовью к деталям, а разработчики – прямыми руками и желанием сделать качественный проект. И у них это получилось. Со времён SimCity 4, Cities: Skyline – лучший градостроительный симулятор.