Наверх
Проект продается, контакт: [email protected]
все игры все статьи новости подборки обзоры аналитика видео база игр топ реклама
Игры.ру / Аналитика /
Нечисть славян в играх

Нечисть славян в играх

Ни для кого не секрет, что Рождество, которое у нас отмечают неделю спустя после Нового Года (сказался церковный раскол и непонятная ситуация с календарями, церковными праздниками и прочими историческими перипетиями) было всегда не только церковным праздником.

07.01.2015
arizel
1611

Ни для кого не секрет, что Рождество, которое у нас отмечают неделю спустя после Нового Года (сказался церковный раскол и непонятная ситуация с календарями, церковными праздниками и прочими историческими перипетиями) было всегда не только церковным праздником. Благодаря причудливому сплаву верований, берущих своё начала в языческие времена, суеверий и традиций, Рождество окутано различными ритуалами и легендами. Сказки, гадания, нечисть… Всему этому – самое время в глухой зимней ночи, освещённой лишь колеблющимся свечным светом. И, что важно – всё это, постепенно, начинает находить отображение в таком важном сегменте современной массовой культуры, как компьютерные игры.

Исторически сложилось, что «обычными» для различных компьютерных игр являются фольклоры народов Запада и Востока. Никого не удивишь эльфами, орками или, скажем, демонами-они, вперемешку с беспокойными японскими духами. Именно эти два полюса, на которых игровая промышленность зародилась и получила наибольшее распространение, стали источником монстров и сюжетов для игр. Вернее – их культурная среда, в которой, так или иначе, росли и воспитывались разработчики. Славянские народы, обладающие фольклором ничуть не менее богатым, чем кельты или японцы, были и остаются эдакой экзотикой в мире игр, редкостью. В последнее время эта ситуация постепенно меняется, не без помощи поляков – серия игр Ведьмак может похвастаться достаточно солидным бестиарием, в котором нашлось место для множества монстров из легенд и сказок, однако положение всё ещё остаётся достаточно спорным. «Родная» нечисть не обрела культового статуса и мировой популярности, хотя, в играх начала мелькать задолго до упомянутого «Ведьмака». Впрочем, мелькала в недостаточно больших количествах и в довольно редких исключениях. Винить разработчиков в этом не стоит. Ведь даже среди ваших знакомых (если среди них нет специалистов в области фольклора или лингвистов) наверняка вряд ли кто-то сможет вспомнить кого-либо кроме Бабы-Яги, Кощея Бессмертного и трёх богатырей. А ведь спрос, как известно, рождает предложение. Славянская нечисть разнообразна, но с игровыми воплощениями ей пока не везёт.

Нечисть славян в играх

С вышеупомянутой Бабы-Яги и стоит начать, пожалуй. Этот персонаж является первым, приходящим на ум, если задуматься о славянской нечисти. И первым же он появился в компьютерных играх – 1989 год, серия Quest for Glory от компании Sierra. Баба-Яга – не только самый известный, но и самый неоднозначный персонаж славянского фольклора. Если оперировать голыми фактами то это – древняя ведунья, возможно, сроднившаяся с окружающей природой на уровне симбиоза. Она не обладает лёгким характером, но и однозначно злой назвать её не получится – престарелой ведунье приписывают и похищения младенцев и людоедство, однако она может и оказать существенную помощь героям сказок, попавших в затруднительное положение. В уже упомянутом «Ведьмаке» Яга (без приставки Баба) – это монстр, похожий на уродливую огромную женщину, обитающий в болотистых чащобах, обладающий магией и имеющий довольно серьёзное пристрастие к человеческому мясу. Впрочем, неоднозначность прослеживается и здесь – Яга порой вступает в интимную связь со своими жертвами, отчего на свет могут появляться отвратительные полукровки, несущие опасность всему живому. Засветилась Баба-Яга и в Zeno Clash – здесь она предстаёт в образе похитительницы детей, которых позже усыновляет с неясными намерениями. Избушка на курьих ножках мелькает и в Bloodvane, в качестве самого первого босса – правда, после победы, на крыльцо выходит сильно модифицированная версия Бабы-Яги – весьма привлекательная молодая красотка в кимоно.

Нечисть славян в играх

Что прискорбно из «именных» монстров и персонажей славянского фольклора, Баба-Яга, пожалуй, единственная хоть сколько-нибудь представленная в компьютерных играх сущность. Ни Кощея Бессмертного, ни Василисы прекрасной здесь, увы, не найти. А вот существа помельче рангом встречаются, хотя порой и в совершенно непривычном для себя амплуа. К примеру – полуденницы из первой части Ведьмака. Эти прекрасные создания, не относящиеся к плотскому миру часто являлись пахарям в поле и могли быть как милостивы (и тогда пахаря ожидало приятное времяпрепровождение в компании потусторонних красавиц) так и капризны – своим танцем они могли украсть душу навсегда. В «Ведьмаке» от дуалистичности полуденниц отказались – это весьма и весьма неприятные создания, которые атакуют всё живое, что попадает в поле их зрения. Самая типичная нечисть из всех. Другими дамами из славянской мифологии также никого не удивить – речь идёт о русалках. Сложно сказать, насколько девушки-утопленницы, живущие в глубоких водоёмах и выбирающиеся ночами на берег, чтобы утащить неосторожного путника к себе соотносятся с привычным западным стереотипом (в основу которого лёг образ ундин), но в Castlevania: Order of Ecclesia и Quest for Glory IV их вполне можно обнаружить.

Нечисть славян в играх

Если говорить о серьёзных играх, в которых можно встретить «посконных» леших, домовых, вурдалаков и оборотней (не путать с верволфами, верберами и прочими западными или восточными «оккупантами») то обязательно необходимо упомянуть серии Легенды Лесной Страны и Златогорье. Здесь этого добра вполне хватает, впрочем, нет ничего удивительного: игры опираются на славяно-скандинавскую мифологию и стоят особняком среди всех проектов, которые можно вспомнить. Ведь здесь славянская нечисть – это не предмет стёба и китча, здесь это – опасные враги, полноправные участники игрового процесса, а то и соратники главного героя.

Вообще, помимо довольно узкого «ассортимента» (как «вширь» так и «вглубь») у славянской нечисти в компьютерных играх есть ещё одна проблема. Как правило, она страдает от двух недугов – либо от чудовищно перевранного образа, либо от откровенного стёба над собой и реалиями своей собственной жизни. На самом деле славянские персонажи уже давно стали предметами шуточек ушлых девелоперов – особенно остро эта тематика была востребована в конце восьмидесятых и начале-середине девяностых, во время распада СССР и стёба над всем русским. А перевранность образов славянской нечисти и вовсе объясняется просто – экзотика. А с непонятной экзотикой сценаристы привыкли обращаться так, как им удобно.

Нечисть славян в играх

Какое будущее ждёт славянский фольклор? Довольно позитивное. Сейчас, с ростом популярности того же «Ведьмака» и выходом на Кикстартер нескольких интересных проектов от восточноевропейских разработчиков наметилась тенденция к укреплению позиции. Из китчовых и перевранных персонажей, лешие, упыри, вурдалаки, русалки и прочие представители «родного» фольклора, постепенно превращаются во вполне благообразных представителей бестиария и участников игромеханики и сюжета. Такой подход не может не радовать – ведь экспорт культуры, отличный бизнес, что многократно доказали те же японцы. Пока, можно заключить лишь одно - игр, серьезно относящихся к славянской мифологии, единицы. Морализаторски хотелось бы в конце сказать что-то ободряюще вдохновляющее вроде: «А ну-ка, ребята, исправим ситуацию! Начнем изучать языки программирования и азы рисования, и создадим симулятор банника!». Но, хотя идея классная, хотелось бы, чтобы по мотивам верований наших предков создавались и более крупные проекты для более широкой аудитории.

Игры в статье: Bloodvane Castlevania: Order of Ecclesia Quest for Glory 4: Shadows of Darkness The Witcher 3: Wild Hunt Witcher 2: Assassins of Kings, The Witcher: Enhanced Edition, The Witcher, The Zeno Clash Златогорье Легенды Лесной Страны
article
1065
10
Оставьте ваш комментарий к игре:
0
Содержание
Смотрите также